МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
- 1. Построение моделей протекания некоих
психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.
2. Воссоздание деятельности психической в лабораторных условиях для исследования ее
структуры. Выполняется путем предоставления испытуемому различных средств, кои могут включаться
в структуру деятельности. В качестве таких средств наряду с прочим применяются различные
тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал.
МОДЕЛЬ
- схема, изображение или описание некоего природного или общественного,
естественного или искусственного процесса, явления или объекта.
МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ - в эргономике - организованная по определенным правилам
совокупность информации об объекте управления, самом техническом устройстве и внешней среде. Они
нужны в ситуациях, когда оператору приходится оценивать ход производственной деятельности,
опираясь не столько на непосредственно наблюдаемые свойства компонент системы эргатической,
сколько на свойства, измеряемые инструментальными способами.
К моделям информационным предъявляются требования:
1) оптимальность - в модели можно представить лишь те свойства и отношения, функциональное
значение коих определяет ход деятельности; в этом смысле модель должна несколько упрощать
действительность;
2) наглядность - модель должна интерпретироваться быстро, без значительных интеллектуальных
усилий;
3) зависимости модели от задачи оператора - свойства модели, хорошо работающие при решении
одной задачи, могут затруднять действие при другой; поэтому нужен анализ задач, кои должен решать
оператор, и выбор компромиссной формы модели;
4) учет психофизиологических закономерностей - при разработке модели нужно иметь в виду
сильные и слабые стороны памяти, внимания, мышления и других процессов психических;
5) учет культурных стереотипов - привычного направления считывания информации,
направления возрастания и убывания функции и пр.
МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ - понятие, используемое в психологии инженерной. Означает
систему представлений человека-оператора о целях его деятельности, о состоянии предмета управления
и способах воздействий на него.
МОДЕЛЬ ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ
- совокупность представлений оператора о
реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и системы эрратической в целом, а также
о целях и способах реализации своей деятельности.
В модели образно-концептуальной различаются:
1) компоненты постоянные, кои включают общее представление оператора о времени и
пространстве, о стратегических целях деятельности, систему ценностей и оценок, представление о
стандартных способах реагирования на изменения ситуации;
2) компоненты переменные (оперативные), кои являются результатом анализа потока
информации о системе эргатической, передаваемого моделью информационной.
Выявленные изменения приводят к модификации модели, оцениваются и актуализуют
соответственные способы реагирования.
Модель образно-концептуальная сложна и полимодальна, может содержать составляющие
зрительные, слуховые, тактильные, в некоих видах деятельности - обонятельные, вестибулярные и пр.
На нее существенно влияет индивидуальный сенсорно-перцептивный опыт оператора и усвоенная им
система семиотическая, характерная для данной культуры. Несмотря на структурную сложность, модель
являет собой целостное отражение действительности с тенденцией к совершенствованию.
Формирование и совершенствование модели образно-концептуальной оператора - одна из ключевых
проблем психологии инженерной.
МОДЕЛЬ / ФИЛЬТРАЦИЯ (модель с фильтрацией) - одна из первых концепций
избирательного внимания, предложенная Д. Бродбентом. Предполагает ограниченность пропускной
способности системы обработки информации сенсорной, поступающей параллельно по нескольким
каналам. На определенном этапе обработки некий сигнал оказывается в центре внимания, что
обусловливает именно его передачу через избирательный фильтр в канал с ограниченной пропускной
|