В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается
реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы
- «предметы потребностей». Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через
изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.
У человека источник развития мотивов - это безграничный процесс общественного производства
материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают
присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью
могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.
Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования - придают отражаемой в индивидуальном
сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с
контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования
обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции
оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы
изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях
обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к
появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой - центральная
проблема психологии личности.
Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение).
Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально:
предмет потребности - не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через
опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как
опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив - то, ради чего совершается
действие, деятельность.
Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если
до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно
направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.
Типичный признак мотива - множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного
предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью,
точнее - деятельностью особенной.
Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может
побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия
побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность - типичное явление.
По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них,
главный, называется мотивом ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами.
Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы
осознаваемые и мотивы неосознаваемые.
Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная).
Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность - мотив - цель -
действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности
формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности -
вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов,
названный механизмом сдвига мотива на цель.
МОТИВ ВЕДУЩИЙ - главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае
ее полимотивированности.
МОТИВ ВЛАСТИ
- устойчивая черта личностная, выражающая потребность субъекта в
обладании властью над другими людьми, - стремление господствовать, распоряжаться, управлять.
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ (мотив достижения успеха) - потребность добиваться успехов в
разного рода деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. Устойчивая
мотивационная черта личностная. Противоположна мотиву избегания неудачи.
МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ (мотив избегания неудачи) - стремление во всякой ситуации действовать
так, чтобы избежать неудачи, - особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются
|