другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личностная. Противоположна мотиву достижения
успеха.
МОТИВ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ
- этих мотивов значительно больше, чем осознаваемых, и до
определенного возраста практически все мотивы относятся к неосознаваемым. Работа по осознанию
собственных мотивов и очень важна, и очень трудна и требует не только большого интеллектуального и
жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это - специальная деятельность, имеющая свой
мотив - самопознание и нравственное самоусовершенствование.
Мотивы неосознаваемые все же появляются в сознании, но в особых формах. Их по крайней мере
две: эмоции и смыслы личностные. При этом в смыслообразующей функции может выступать лишь
мотив ведущий. Мотивы-стимулы могут порождать только эмоции, но не смыслы.
МОТИВ ОСОЗНАВАЕМЫЙ (мотив-цель) - примеры таковых - большие жизненные цели,
направляющие деятельность в течение длительных периодов жизни. Это - мотивы-цели. Их
существование характерно для зрелой личности.
МОТИВ ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ
- мотив поведения, содержащий выраженное и осознанное
стремление делать добро.
МОТИВ-СТИМУЛ - второстепенные мотивы, побуждающие к некоей деятельности в случае ее
полимотивированности. Они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют эту
деятельность.
МОТИВАЦИЯ
- ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и
определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы,
побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и
цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и
механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть
разделены на три относительно самостоятельных класса:
1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности,
анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;
2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор
именно этих, а не других актов поведенческих, то исследуются прежде всего проявления мотивов как
причин, определяющих выбор направленности поведения;
3) при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения,
исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.
МОТИВАЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ
- мотивация, коя побуждает индивида к действию с целью
улучшить его состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему
цели.
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ (мотивация достижения успеха) - одна из разновидностей
мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач;
стремление к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные
переживания, связанные с социальным принятием успехов, достигаемых индивидом.
Исследования мотивации достижения начал в 50-х гг. американский ученый Д.С. Мак-Клелланд,
который выявил индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью теста
апперцепционного тематического (=> метод проективный). Развитие мотивации достижения
объяснялось особенностями социализации (например, ценностными ориентация-ми) у представителей
тех или иных социальных слоев. Мак-Клелланд считал, что формирование мотивации достижения
зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теорией
научения социального.
Мотивация достижения - побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов.
Последующие работы показали, что здесь упускались из виду ранние формы деятельности достижения,
которую дети выполняют спонтанно и даже вопреки воспитательным воздействиям взрослых.
Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению
уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены
|