конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и
мотивом достижения:
1) личностные стандарты - оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности
задачи и пр.;
2) привлекательность самооценки - привлекательность для индивида личного успеха или
неудачи в данной деятельности;
3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции - приписывание ответственности за успех или
неудачу себе или обстоятельствам.
Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или
избегание успеха, складываются между тремя и тринадцатью годами жизни и формируются как под
воздействием родителей, особенно матери, так и под влиянием среды. В возрасте трех - пяти лет более
сильная и ориентированная на успех мотивация достижения складывается, когда успех поощряется
похвалой и расположением родителей или воспитателей.
Для диагностики мотивации достижения очень часто применяются проективные стратегии, в
частности - разработанная Д. Мак-Клелландом и его сотрудниками методика на базе теста
апперцептивного тематического, которую в дальнейшем усовершенствовал П. Хекхаузен.
МОТИВИРОВКА - рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания
на социально приемлемые для него и его группы референтной обстоятельства, побудившие к выбору
данного действия. Отличается от действительных мотивов поведения и выступает как одна из форм
осознания этих мотивов.
С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в
соответствие с общественными нормативами и своими личностными нормами. Иногда мотивировка
сознательно используется для маскировки действительных мотивов своего поведения (-> защита
психологическая).
МОТОРИКА - активность двигательная.
МОТОРИКА ВНУТРЕННЯЯ
- понятие, предложенное А.В. Запорожцем для обозначения
обретенных в прошлом опыте человека программ для выполнения двигательных действий.
МУЖЕСТВО
- качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и
целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы,
преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для
достижения цели. Его высшее проявление - героизм.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ -> терапия музыкальная.
МЫСЛЬ - основная единица, «молекула» мышления. В мыслях выражается процесс понимания
мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков
явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.
Согласно И.М. Сеченову, мысль имеет исходной точкой сравнение двух явлений и представляет
собой рефлекс с заторможенным концом. Мысль ориентирована на поиск связей; она заключает в себе
соотнесение фактов по признакам различие-сходство, причина-следствие, действительное-возможное.
Логический подход к единицам мышления приписывает им как обязательную черту предикативность.
Речевое выражение мысли в текстах имеет форму предложения. В то же время мысли не относятся к
психическим феноменам, порождаемым исключительно полушарием левым. Мысль может возникать в
ответ на эмоциональные импульсы и выражать связь любых образов, имеющих когнитивное значение, -
ее может породить и полушарие правое мозга головного.
Дифференциация субстрата мысли - предмет психофизиологических исследований; содержание и
структура мыслей проясняются в процессе экспериментального анализа понимания.
МЫШЛЕНИЕ
- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности
познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира,
характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез,
обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном
процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не
сводится.
|