Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 599 
Next page End  

Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности - с
мотивацией, способностями и пр. На каждой стадии развития психического человек реализует процесс
мыслительный, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование
мотивов и способностей происходит на последующих стадиях процесса мыслительного.
Мышление - предмет комплексных, междисциплинарных исследований. В частности,
физиология изучает мозговые механизмы, с помощью коих реализуются акты мышления. Кибернетика
рассматривает мышление как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе
компьютера и в мыслительной деятельности человека. Психология изучает мышление как
познавательную деятельность, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера
используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления
действительности.
Различаются такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-
действенное. Выделяются также: мышление теоретическое и практическое (эмпирическое); логическое
(аналитическое) и интуитивное; реалистическое - и аутистическое, связанное с уходом от
действительности во внутренние переживания; продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и
произвольное.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, где выделяются условия и
требования. Задача должна быть не только понята, но и принята субъектом - соотнесена с его сферой
потребностно-мотивационной.
Деятельность мыслительная побуждается мотивами, кои являются не только условиями ее
развертывания, но и влияют на ее продуктивность. Мышление характерно единством осознанного и
неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие
управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.
Важный раздел психологии мышления и личности составляют исследования целеобразования.
Здесь изучаются:
1) превращение полученного извне требования в реальную цель;
2) выбор одного из наличных требований;
3) соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования;
4) временная динамика целеобразования;
5) преобразование неосознанных предвосхищений в осознанные цели;
6) выделение промежуточных целей.
В контексте проблематики деятельности совместной и общения мышление изучается в структуре
отношений межличностных. Оно выступает как интерпретация реакций и движений других людей, как
трактовка результатов действий предметных и деятельности в целом, как понимание речевой продукции
других людей. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе
мыслей других людей, стиле их мышления; о том, что другой человек думает о субъекте мышления, и о
том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом (-> рефлексия), и пр.
Мышление - составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру коего входят:
1) понимание себя как субъекта мышления;
2) дифференциация «своих» и «чужих» мыслей;
3) осознание еще не решенной проблемы как именно своей;
4) осознание своего отношения к проблеме.
Считается доказанным, что мышление словесно-логическое - самый поздний продукт
исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет
одну из линий этого развития. Мышление наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-
логическое - последовательные стадии развития мышления.
МЫШЛЕНИЕ: НАРУШЕНИЕ -> нарушение мышления.
МЫШЛЕНИЕ: СИНКРЕТИЗМ
- характеристика логически неразвитого мышления,
выражаемая в классифицировании предметов и явлений, определяемых неким понятием, по
разнородным, логически непоследовательным или даже несовместимым признакам.
Hosted by uCoz