элементов движения и их последовательности и сочетаний. Это знакомство идет путем показа, рассказа,
разъяснения и наблюдения. Идет ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи. Здесь
существует «ловушка» видимой легкости движения. Потому следующая фаза первого периода, самая
трудоемкая, уходит на бесконечные повторения для выяснения внутренней картины движения.
Одновременно происходит обучение перешифровке афферентных сигналов в эффекторные команды.
Накопление «словаря перешифровок» - одно из важнейших событий этого периода. Большое число
повторений необходимо, поскольку перешифровки должны быть найдены для любых вариантов
движений и отклонений. Последнее чрезвычайно важное событие, завершающее этот период, состоит в
первоначальной «росписи» коррекций по нижележащим уровням.
Совместно работающие уровни можно представить как иерархическую систему колец (->
принцип кольца рефлекторного). На самом деле схема должна быть сложнее: содержать не два, а больше
этажей и на каждом уровне - не одно, а много колец. Но на примере двух соподчиненных колец можно
рассмотреть отношения ведущего и любого из нижележащих уровней. Кольцу ведущего уровня
принадлежит общая программа движения, все остальные блоки дублируются в кольце фонового уровня.
В частности, у него есть свой «рецептор», через него поступают сигналы об аспектах движения,
соответственных данному уровню, и часто это - сигналы иной модальности, чем сигналы ведущего
уровня. Эффектор у обоих колец общий. 2. Второй период - период автоматизации движения. Здесь
происходит полная передача отдельных компонент движения или всего движения целиком в ведение
фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы о
нем. Здесь же происходят еще два очень важных процесса:
1) увязка деятельности всех низовых уровней;
2) «рекрутирование» готовых двигательных блоков, выработанных по другим поводам - именно
им объясняются качественные скачки, иногда наблюдаемые при овладении новым движением. По мере
автоматизации движения оно уходит из-под контроля сознания, и этому «уходу» можно и должно
помочь - перестать обращать внимание на движение. При этом помогает ускорение темпа движения,
непрерывное многократное повторение, а самое действенное - включить движение в более сложную
двигательную задачу. 3. В третий, последний период происходит окончательная шлифовка навыка за
счет стабилизации и стандартизации. При стабилизации навык обретает такую прочность и
помехоустойчивость, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. А стандартизация - это
обретение навыков стереотипности; при многократном повторении движения получается серия
одинаковых копий. Стереотипность появляется еще благодаря тому, что организм научается эффективно
использовать реактивные и инерционные силы: это достигается за счет нахождения динамически
устойчивой траектории. Такая траектория - особая, уникальная линия, при движении по коей
развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении.
Благодаря им обретаются легкость, непринужденность и стереотипность.
НАВЫК ДВИГАТЕЛЬНЫЙ - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью
движений в целях его преобразования, неоднократно выполнявшееся ранее. Иначе, способность к
осуществлению некоего движения без сознательного контроля за ним, сформированная обучением.
Включают в себя навыки перцептивные и интеллектуальные и регулируются ими на основе
автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов воздействия на
реальные объекты.
В ходе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в коей интегрируется
знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной
ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже
отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того,
происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет
чего возрастает чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды.
При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит
соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна
повышенная чувствительность движения к нюансам афферентаций, при постепенном наполнении
моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания
|