Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 599 
Next page End  

сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие
этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания,
следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные
компоненты выходят за границу сознания.
Движение в одну сторону - это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и
далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка
в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении,
эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство
компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка,
возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий
автоматических.
Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон
деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация
закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех
классов. Сложные навыки в сфере восприятия - это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое
восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут
служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.
Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но
также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.
Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей
большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем
заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда
при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках
оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.
Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна
педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки - тренировки движений
в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в
фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения.
Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика
йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.
Итак, выработка навыка - процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны
субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются
отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и
сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя
значительную часть работы, организуемой сознанием.
На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:
1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в
целом или по частям;
2) для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, наличие знаний, умений,
способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь
обратная;
3) для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от
одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность,
интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины
процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот;
возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не
может происходить, являются частным случаем теории научения.
НАВЫК: ФОРМИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМ
- В ходе формирования навыка выделяется много
частных фаз, объединяемых в более общие периоды.
1. В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное
овладение им. Обучение движению начинается с выявления его двигательного состава - набора
Hosted by uCoz