ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие
- чаще всего те, что противоречат его гипотезе.
Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно
может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает
интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и
выводов, многократность наблюдения, контроль другими методами исследования позволяют увеличить
объективность наблюдения.
Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая к различным способам
повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдения несколькими независимыми
наблюдателями, планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта,
использование технических средств, и пр.
Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все
ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях и
фиксируется наблюдателем.
Недостаток метода наблюдения - значительная трудоемкость. Поскольку исследователя
интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской
задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме
того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает
проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.
НАБЛЮДЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
- при нем внимание должно быть сосредоточено на
одном определенном акте поведения, чтобы как можно точнее описать именно его характеристики,
изучению коих посвящено данное исследование.
Для этого часто применяют опросники или карты наблюдений, куда включены различные
элементы, требующие внимания: частота данной формы поведения; его интенсивность - с учетом
условий, в коих она проявляется; как она возникает и исчезает, и пр. Такие наблюдения позволяют
сконцентрировать внимание на существенных моментах, не отвлекаясь на второстепенные.
НАБЛЮДЕНИЕ СТАНДАРТИЗОВАННОЕ
- проводимое в научных целях наблюдение за
поведением людей при наличии определенной схемы наблюдения, где отражено то, что надлежит
наблюдать, каким образом вести наблюдение и как представлять его результаты.
НАВЫК (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) - действие, сформированное
путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной
регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:
1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;
2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием
компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и
перестраиваются.
Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря
формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и
происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных
действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений,
знаний и способностей.
В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в
представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места
человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к
действительности.
Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к
коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка
включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь
высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами,
автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.
Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек
представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле
|