Одна из форм настроения общественного - настроение массовое, способное захватить и
объединить в единое движение (социальное или политическое) самые различные социальные слои,
группы и классы общества.
Настроение общественное характеризуется:
1) определенной предметной направленностью: политическое, эстетическое, религиозное
настроение, и пр.;
2) характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия - подъем, энтузиазм.
Наряду с глобальными проявлениями (настроения массовые, настроения слоев, классов и
народов), оно может носить локальный характер, проявляясь в климате социально-психологическом.
Настроение общественное проявляется и в жизнедеятельности личности - в той мере, в какой
настроение личности ^отражает социальные обстоятельства этой жизнедеятельности и выражает
отношение личности к явлениям и процессам, происходящим в обществе (упадочнические настроения в
период социальной реакции, и пр.).
НАСТРОЙКА ОПЕРАТИВНАЯ
- подготовка к выполнению действия при заданных условиях,
соответственно коим предустанавливается точность, темп, напряженность, стабильность,
продолжительность, способ и стиль предстоящей деятельности. В ходе настройки оперативной
происходит подготовка нейродинамических систем организма. При относительно изменчивых условиях
выполнения деятельности она становится неэффективной.
НАУКА
- Сфера деятельности, основная функция коей - выработка знаний о мире, их
систематизация, на основе чего возможны построение образа мира - научная картина мира, и способов
взаимодействия с миром - научно обоснованная практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой,
нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных
теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в
основном и есть развитие и смена теорий. Новые теории охватывают все большее количество явлений и
все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и
определяет прогресс в науке. При этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых
теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. Наука не
ограничивается чистым теоретизированием. Ее развитие означает выход на новые области явлений, на
новые взаимодействия с миром. Основной механизм развития научного знания - исследование научное,
выполняемое на базе специальных методов исследования. Особое внимание уделяется
совершенствованию этих методов. Хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду
способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она - не
единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается
достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных
форм познания (=> познание: форма).
НАУКА: КЛАССИФИКАЦИЯ
- словом «наука» обозначаются также отдельные отрасли
научного знания, взаимно отличающиеся рядом существенных характеристик. Прежде всего науки
различаются своим объектом (от объекта науки следует отличать ее предмет: -> наука: объект; наука:
предмет). Основными научными объектами выступают: природа (органическая и неорганическая), и
человек (общество и мышление). Согласно этому выделяются науки естественные и науки
гуманитарные; последние еще подразделяются на науки социальные и науки философские. Так
выделяются три главных раздела научного знания - три комплекса наук. Кроме этих трех главных
разделов выделяются еще крупные разделы - на стыке главных. Возможны и другие способы различения
наук. Так, принято разделение их на науки фундаментальные и науки прикладные. Во всех этих схемах
психология занимает свое место. Связь психологии с науками естественными вполне очевидна -
особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование некоих
общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики. Ряд
принципов почерпнут из эмбриологии. Этология, одно из авторитетных направлений современной
биологии, распространяет свои принципы и на человека; исследования этологов непосредственно
интересны и для зоопсихологии (иногда этология даже рассматривается как вариант зоопсихологии).
Проблема соотношения врожденного и приобретенного - одна из центральных в психологии, потому
важны и данные генетики. Пограничная с генетикой психогенетика выявляет роль генотипа и среды в
|