наглядного образа. Однако выявленное эмпирически соответствие можно объяснить лишь генетически -
происхождением внутреннего плана деятельности из реальных действий предметных. О различии двух
видов образов могут говорить различия их субъективной отчетливости, а также тот факт, что образы
представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключение -
образы эйдетические и истинные галлюцинации, возникающие при некоих психических расстройствах.
Эти различия иногда ослабляются при состояниях сознания измененных (-> сознание: состояние
измененное), в частности - при сновидениях и в состояниях просоночных. Псевдогаллюцинации,
напротив, совершенно явно отличаются от образов восприятия.
ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ - отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств,
с коими взаимодействует деятельный субъект.
ОБРАЗ ГИПНАГОГИЧЕСКИЙ
- возникающие при сновидениях и в состояниях просоночных
(=> сон; гипноз).
ОБРАЗ МИРА
- целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других
людях, о себе и своей деятельности. В этом понятии воплощена идея целостности и преемственности в
зарождении, развитии и функционировании сферы познавательной личности.
Образ мира и близкие понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, карта
познавательная и прочие - несут в контексте различных психологических теорий неодинаковое
содержание. В теории деятельности целостность образа мира выводится из единства отраженного в нем
объективного мира и системного характера человеческой деятельности. Деятельностная природа образа
мира проявляется в наличии у него, наряду со свойственными физическому миру координатами
пространства и времени, пятого квазиизмерения: системы значений, воплощающей в себе результаты
совокупной общественной практики. Их включение в индивидуальный акт познания обеспечивается
участием целостного образа мира в порождении познавательных гипотез, выступающих как исходное
звено при построении новых образов.
Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих
навстречу внешним стимулам, есть выражение активной природы образа мира - в противоположность
традиционным представлениям о познавательных образах как возникающих в результате рефлекторных
процессов - реактивных, развертывающихся в ответ на внешние воздействия.
ОБРАЗ ОПЕРАТИВНЫЙ
- отражение в сознании субъекта того предмета или процесса, на
который направлено действие. Полнота образа оперативного строго определяется необходимостью
адекватного выполнения конкретного действия, так что все избыточные признаки предмета в него не
входят. За счет этого достигается его лаконичность и надежность, нужные для успешного выполнения
задачи в обычных или затрудненных условиях.
ОБРАЗ ОПЕРАТИВНЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ
- образ оперативный, служащий основой для
выполнения всего действия. Преимущественно вбирает в себя признаки конечного состояния предмета
действия.
ОБРАЗ ОПЕРАТИВНЫЙ ЭТАПНЫЙ
- образ оперативный, служащий основой для оценки
текущих состояний действий с некоим предметом: распознания сигналов, сличения текущего состояния
объекта с заданным, и пр.
ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ
- ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего,
обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптического.
Различаются:
1) образ последовательный положительный - после прекращения действия яркого света -
окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным;
2) образ последовательный отрицательный - после перевода взгляда, на светлый фон -
сохраняется в течение более длительного времени, темнее фона и окрашен в дополнительный цвет по
отношению к цвету раздражителя так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ.
При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько
смен положительных и отрицательных образов последовательных, продолжающихся в течение десятков
секунд или даже минут (-> эйдетизм; представление).
|