Navigation bar
  Print document Start Previous page
 263 of 599 
Next page End  

ОБРАЗ ФАНТОМНЫЙ
- иллюзорные ощущения в ампутированной части тела. Характерны
появлением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной части
тела. Эти образы бывают:
1) временными - только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация
соответственных нервных волокон;
2) хроническими - обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте
перерезки нервных волокон.
ОБРАЗ ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ - субъективные образные представления предметов или предметных
композиций, отчетливые и детализованные, некое время сохраняемые после прекращения их
актуального восприятия. В отличие от после образов, независимы от движений глаз и относительно
стабильны во времени. Чаще всего встречаются у детей возраста младшего и подросткового, у взрослых
- достаточно редки.
ОБРАЗОВАНИЕ
- 1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным
обучением.
2. Нечто, образованное из чего-либо.
ОБРАЗОВАНИЕ РЕАКТИВНОЕ
- один из механизмов защитных - форма защиты
психологической, характерная изменением неприемлемой для сознания тенденции или способа
поведения на противоположные; замена неприемлемых для Я ситуаций на прямо противоположные.
Так, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть результатом преобразования
социально недопустимого чувства ненависти к нему.
ОБСЕССИЯ (ананказм) - разновидность состояний навязчивых, выявляющихся в переживаниях
и действиях, не требующих для появления определенных ситуаций (например, навязчивое мытье рук;
страх перед числом 3, потому что в слове рак три буквы; страх наступить на черту, и пр.).
Обсессия наблюдаются у многих больных, коим характерны скрупулезность, педантизм,
склонность к формализму - наряду с душевной инертностью, тревожной неуверенностью в себе.
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ - образование рефлексов условных.
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ОПЕРАНТНОЕ
- термин, введенный американским психологом Б.
Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (-> рефлекс условный). В
отличие от классического (Павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при
обусловливании оперантном животное сначала производит некое движение (спонтанное или
инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление.
Это различение проводится безотносительно биологического смысла рефлексов условных. При
этом упускается из виду важнейшая роль активной деятельности ориентировочной животного,
посредством коей оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые
отношения между элементами среды и своими движениями, что во многом предопределяет ход и
динамику образования рефлексов условных - и оперантных, и респондентных.
ОБУЧАЕМОСТЬ
- индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком
знаний, умений и навыков в ходе обучения.
Различаются:
1) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;
2) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук,
искусств, видов практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая - специальной
одаренности индивида.
В основе обучаемости лежат:
1) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти,
мышления, внимания, речи;
2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;
3) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания
учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного
применения.
Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект
может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект
Hosted by uCoz