информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного
ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия;
как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к
содержанию предмета.
Усвоение новых знаний при этом происходит как их самостоятельное открытие учащимися с
помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:
1) возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном
материале;
2) овладение новыми обобщенными знаниями, нужными для выполнения определенных задач.
В обучении проблемном путем создания ситуации проблемной моделируются условия
исследовательской деятельности и развития мышления творческого. Компонентами этой ситуации
являются объект и субъект познания и их мыслительное взаимодействие, особенности коего зависят от
учебного материала и дидактических приемов организации познания. Средством управления
мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы
указывают на существо проблемы учебной и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания.
Оптимальный материал для моделирования ситуаций проблемных предоставляет история науки и
техники.
В обучении проблемном принцип проблемности реализуется:
1) в содержании учебного предмета - это достигается разработкой системы проблем, отражающих
основное содержание учебной дисциплины;
2) в ходе развертывания этого содержания в процессе учебном - это достигается построением
обучения проблемного по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащиеся проявляют
интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают
альтернативные варианты решений.
В таком обучении с помощью системы проблем учебных и обусловленных ими ситуаций
проблемных моделируются исследовательская деятельность, взаимодействие социальное и
диалогическое общение ее участников. Так создаются условия для продуктивного мышления, для
развития личности учащегося и его социальных отношений.
Система обучения проблемного содержит этапы обучения:
1) информационные - не требующие творческой активности личности;
2) тренировочные - включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения.
Различаются три формы обучения проблемного:
1) изложение проблемное - когда учитель сам ставит и решает проблему;
2) обучение совместное - при коем учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с
учащимися;
3) обучение творческое - при коем учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.
ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ - система методов и средств обучения, основой коего
выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения
материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным
предметам, коими учащиеся могут пользоваться 9амостоятель-но, соответственно своим
индивидуальным особенностям, уровню развития, индивидуальному темпу. Процесс управления
обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных
единиц, соответственных шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При
правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе
к следующему учебном задании, а при неправильном решении - разъяснение допущенной ошибки и
указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были
разработаны системы линейного и разветвленного обучения программированного. Ныне в обучении
программированном применяются системы адаптивные на базе компьютера.
ОБУЧЕНИЕ ТРЕНАЖЕРНОЕ
- обучение, построенное по принципу моделирования
(имитирования) реального технологического процесса или действия технического устройства.
Особое значение проблемы психологические обучения тренажерного приобрели в связи с
обострением проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов,
|