обслуживающих современные производства или управляющих сложнейшими техническими
устройствами. Высокая цена человеческой ошибки не допускает возможности поиска оптимальных
способов управления этими устройствами путем случайных проб. Поэтому основная нагрузка по
формированию структуры психологической деятельности профессиональной переносится на
тренажеры.
В различных отраслях промышленности в зависимости от целей, содержания и этапа обучения
применяются разные типы тренажеров:
1) тренажеры понятийные (интеллектуальные);
2) тренажеры участковые (локальные);
3) тренажеры полномасштабные (комплексные).
Если поначалу (60-е и 70-е гг. XX в.) основные усилия направлялись на достижение физического
сходства тренажера и моделируемого устройства или процесса, то позднее акцент сместился в сторону
обеспечения подобия психологического - соответствия механизмов психологических, формируемых с
помощью тренажеров, механизмам, обеспечивающим высококачественную и надежную
профессиональную деятельность работника.
Поэтому первостепенными становятся проблемы:
1) построение модели психологической формирования деятельности профессиональной;
2) выявление ее ключевых характеристик и параметров;
3) определение перечня компонент, формировать кои целесообразно с помощью тренажеров;
4) разработка психолого-педагогического и учебно-методического обеспечения тренажеров.
Психологический подход к проблеме проектирования и эксплуатации тренажеров нередко
снимает надобность применения крайне трудоемких в создании и дорогостоящих тренажеров
полномасштабных, позволяет заменить их тренажерами функциональными, с помощью коих успешно
формируются многие ключевые элементы психологической структуры деятельности профессиональной.
ОБУЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОЕ
- процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм
поведения. Обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с обучением облигатным.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ: ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психологическая
готовность к школьному обучению) - сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в
школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются:
1) готовность психологическая общая - о коей свидетельствуют показатели развития
интеллектуального и сенсомоторного;
2) готовность психологическая специальная - о коей свидетельствуют достижения по
программам дошкольного обучения (счет до десяти, скорость чтения и пр.);
3) готовность личностная общая - как интегративный показатель достигнутого развития
психического (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником,
положительное отношение к школе и обучению).
Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются сравнительно показателей
возрастной нормы.
ОБЩЕНИЕ
- 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное
потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии,
поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями
с предметным и эмоциональным аспектами.
Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об
удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают
изменения личности (=> нарушение личностное).
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в
результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной
|