деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания партнера по общению.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл
состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека
раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая
свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях
и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и
грамотности.
Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с
содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и
оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено
сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и
результат - что достигнуто в итоге общения.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения.
Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и
деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к
взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной
перцепции (-> восприятие межличностное).
Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его
функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается
ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.
В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:
1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;
2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при
осуществлении деятельности совместной;
3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую
потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Другая классификация выделяет:
1) как основную рабочую - инструментальную функцию общения, надобную для обмена
информацией в процессе управления и совместного труда;
2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;
3) трансляционную функцию, надобную для обучения, передачи знаний, способов деятельности,
оценочных критериев;
4) функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания
(особенно характерную для творческих личностей).
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
1) контактная, цель коей - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и
передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на
запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
3) побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на
выполнение определенных действий;
4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при
организации деятельности совместной;
5) функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла
сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
|