6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен
эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе
ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
8) функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-
смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений,
представлений, потребностей, действий, активности и пр.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного
процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их
установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и
обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса
коммуникативного являются различные системы знаковые:
1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в
речь (например паузы);
4) система организации пространства и времени коммуникации;
5) наконец, система «контакта глазами».
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг
на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом
(персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и
одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии
взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и
конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к
формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты,
например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической
теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что
анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при
анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть
нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из
понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах
деятельности совместной.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека,
что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств
и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация
(уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд «эффектов» - эффекты
первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и
атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание
процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером
взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности -
в явлении аттракции (тяготения).
Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности
совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной - разработка средств
корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно
нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и
пр. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг
социально-психологический - овладение разными формами общения с помощью специальных систем
заданий (программ).
Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена
личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг,
|