Navigation bar
  Print document Start Previous page
 274 of 599 
Next page End  

Самая мощная сфера личности - не признающий течения времени, действующий по принципу
удовольствия комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций,
импульсов, движущих сил личности (в основном - агрессивных и сексуальных влечений), инстинктов и
прочих компонент. Котел, полный бурлящих возбуждений, и большой резервуар либидо, где
сосуществуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих душевных процессов.
Для процессов, идущих в нем, не существует логических законов, поэтому там, не удаляясь и не
отменяя друг друга, сосуществуют противоположные импульсы, могущие под давлением принципа
экономии - для разрядки энергии - объединяться в компромиссные образования. Оно не знакомо ни с
какими оценками, с добром и злом, ни с какой моралью. Оно иррационально и бессознательно и потому
находится в антагонизме со Сверх-Я, включающим моральные стандарты и запреты.
Особенность Оно-отсутствие хода процессов во времени. Импульсивные желания,
пребывающие в нем, и через десятилетия ведут себя так же, будто возникли заново. Признать в этих
влечениях прошлое, обесценить их и лишить заряда энергии можно, сделав их осознанными в процессе
психоаналитической работы. На этом в существенной степени основано психоаналитическое лечение.
В начале жизни Оно руководит ребенком; подчиняясь ему, ребенок действовал бы согласно
принципу удовольствия, делая, что хочет. Но желания должны реализоваться в приемлемых формах; для
этого из Оно выделяется - и достаточно быстро - структура, называемая Я, задача коей - найти такие
пути. Я ориентировано на принцип реальности. Но в этом возрасте, начиная с четырех лет, ребенок
вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям Оно; и формируется
еще одна инстанция - Сверх-Я, действующая в направлении, противоположном действию Оно и Я и
выступающая, в частности, как голос совести, подавляя недопустимые влечения. С этого момента
основной внутренний конфликт ребенка - а затем и взрослого - это конфликт между желаниями и
внутренними запретами - между Оно и Сверх-Я.
В асоциальном, алогичном и аморальном Оно идет борьба между сексуально окрашенным
инстинктом жизни и влечением к смерти, коей обусловливается функционирование этой сферы и ее
роль в структуре личности (Оно - Я - Сверх-Я). Контакты Оно с внешним миром определяются его
связями с Я, кое замещает для него внешний мир.
ОНТОГЕНЕЗ
- процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез -
формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Изучение онтогенеза -
главная задача психологии детской (-> психология возрастная).
С позиций отечественной психологии, основное содержание онтогенеза составляет деятельность
предметная и общение ребенка, прежде всего - деятельность совместная, общение со взрослыми. В ходе
интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и
средства этой деятельности и общения, на базе чего формируется его сознание и личность. Общим для
отечественной психологии является и понимание формирования психики, сознания, личности в
онтогенезе как процессов социальных, идущих в условиях активного, целенаправленного воздействия со
стороны общества.
ОПЕРАТОР (человек-оператор) - человек, деятельность трудовая коего заключается во
взаимодействии с органами управления некоим процессом на базе его модели информационной.
ОПЕРАТОР: НАДЕЖНОСТЬ (надежность человека-оператора) - психологическая качественная
характеристика человека как работника, за счет коей обеспечивается устойчивая работоспособность
управляемой им системы «человек - машина» во всем диапазоне условий ее функционирования.
ОПЕРАТОР: ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ (помехоустойчивость человека-оператора) -
психологическая качественная характеристика готовности человека к эффективному выполнению
производственных действий при помехах, характеристически близких к полезных сигналам.
Распознание полезных сигналов на фоне таких помех сопряжено с сильным нервным напряжением.
ОПЕРАТОР: ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ (прием информации человеком-оператором) - система
операций когнитивных оператора, служащих для опознания сигналов внешнего мира. При приеме
информации можно выделить четыре основных режима работы:
1) поиск и обнаружение сигналов и выделение сигналов из шума;
2) дифференцировка сигналов - определение их отличий от других сигналов;
3) идентификация сигналов;
Hosted by uCoz