Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 599 
Next page End  

4) собственно опознание и соотнесение сигналов с эталоном.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
- требование, коему должны удовлетворять научные понятия.
Применяется при введении новых понятий и предполагает четкое указание на конкретные процедуры,
приемы, методы или действия, с помощью коих можно практически убедиться в том, что данное
понятие не является «пустым»,-то есть означаемое им явление реально существует. Также предполагает
указание на практические действия или операции, кои может выполнить любой исследователь, дабы
убедиться, что определенное понятием явление обладает именно свойствами, ему приписываемыми.
ОПЕРАЦИЯ
- 1. Структурная единица деятельности, соотносимая с задачей и с предметными
условиями ее реализации; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной - внешней
или мысленной - ситуации. Понятие операции как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым в
теории деятельности и используется при изучении относительно законченных, как правило,
автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в
состав некоего действия. По существу, уровень операций заполнен навыками и действиями
автоматическими, и характеристики последних есть в то же время характеристики операций.
Операции - относительно самостоятельные акты, содержание коих отвечает не самому предмету
потребности, а условиям, в коих он находится. В отличие от деятельности и действия, операции
детерминируются не мотивами и целями, а условиями предметной ситуации, в коих экстериоризованы,
воплощены в виде значений различные общественно выработанные схемы поведения, полностью
обусловливающие содержание операции (например, схемы употребления орудий или принятые в
определенной культуре нормы этикета).
Устойчивый направленный характер протекания операции определяется установкой
операциональной.
Операции бывают двух родов:
1) одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; они
практически неосознаваемы и не могут вызываться в сознание даже специальными усилиями;
2) другие возникают из действий путем их автоматизации; они находятся на границе сознания и
легко могут стать сознаваемыми.
Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя подлежащих им операций. Граница
слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает превращение некоих действий, в
операции - укрупнение единиц деятельности; движение вниз означает превращение операций в
действия - дробление деятельности (-> действие | операция).
В зависимости от происхождения выделяются:
1) операции приспособительные;
2) операции сознательные.
2. Согласно Ж. Пиаже - интериоризованные действия, практические или умственные действия,
скоординированные в связные структуры, за счет чего возможен процесс мышления. Основным законом
развития операторных структур является закон саморегуляции. Операции характерны обратимостью -
возможностью выполнения и в прямом, и в обратном порядке, возвращаясь при этом к исходному
положению либо воспроизводя полученный результат.
Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости,
числа, времени и пространства.
ОПЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
- термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения
действий, перешедших на внутренний план и ставших обратимыми за счет координации с другими
умственными действиями. Когда действия переходят из внешней формы во внутреннюю, они
оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта
в новое состояние, и возвращение к исходному состоянию). Критерием сформированности операций
интеллектуальных служит появление конструкции инвариантов или понятий сохранения.
Выделяется четыре стадии формирования операций интеллектуальных:
1) период сенсомоторный - от 0 до 2 лет;
2) мышление дооперациональное - от 2 до 7 лет;
3) стадия операций конкретных - от 7 до 11 лет;
4) стадия операций формальных, или операций пропозициональных - от 11-12 до 14-15 лет).
Hosted by uCoz