Согласно Пиаже, выделяются операции:
1) логические, или логико-математические - классификация и сериация изолированных объектов;
2) инфралогические, или пространственно-временные - анализ и синтез самого объекта.
ОПЕРАЦИЯ КОНКРЕТНАЯ
- понятие концепции интеллекта операциональной Ж. Пиаже,
означающее логические операции, выполняемые на основе внешних, наглядных данных и
свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет (=> операция интеллектуальная). Теперь, на уровне
операций конкретных, ранее сформированные мыслительные действия обретают свойство подвижного
равновесия, когда оказывается возможным их обращение, то есть мысленное воспроизведение ряда
практических действий в обратном порядке - вплоть до начального положения.
На этой стадий развития интеллектуального понятийное отображение внешней среды обретает
черты стабильности, что становится возможным за счет создания структур познавательных, названных
группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация,
сериация, взаимно-однозначное соответствие; в 9-12 лет он овладевает системой координат и
проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические
понятия.
На базе выполнения операций конкретных ребенок обретает возможность предвидеть результаты
своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной
деятельности. Однако на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными:
они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, отчего в различных
областях предметных развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения
массы Bf7«8 лет; принципом сохранения веса - к 9-10 годам; принципом сохранения объема - лишь в
11-12 лет. Кроме того, на этом этапе операции конкретные еще не объединены в единое целое.
ОПЕРАЦИЯ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ
- относятся к реактивному уровню реагирования,
иерархически самому низкому в структуре деятельности субъекта. Возникают в процессе
непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуации (например,
приспособление ребенка к языковым условиям). Характерны тремя особенностями:
1) по способу регуляции - непроизвольны;
2) по уровню отражения - изначально неосознаваемы;
3) по динамике протекания - косны, ригидны.
ОПЕРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНАЯ
- является следствием автоматизации действий. В ходе
неоднократных повторений какого-то действия (например, при обучении вождению автомобиля или
письму) содержание его цели, вначале осознаваемое, занимает место условия выполнения в строении
другого, более сложного действия. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, сдвига
цели на условие, происшедшего при автоматизации действия, данное действие превращается в
операцию сознательную.
Операции сознательные характерны тремя особенностями:
1) по способу регуляции - произвольно контролируемы;
2) по уровню отражения - вторично неосознаваемы, но могут осознаваться при появлении
затруднений в их осуществлении;
3) по динамике протекания - гибки, лабильны.
ОПЕРАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ - стадия развития интеллектуального, описанная в концепции Ж.
Пиаже (=> операция интеллектуальная). Характерна для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет и
представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над операциями конкретными.
Овладев операциями формальными, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные
рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и реальной проверке их следствий.
В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами
достаточно универсального характера.
ОПОЗНАНИЕ
- процесс отнесения воспринимаемого объекта к одному из нескольких заранее
фиксированных классов, за счет чего происходит построение осмысленного образа перцептивного.
Важнейший момент этих процессов - результат сравнения перцептивного описания объекта (->
восприятие) с хранимыми в памяти эталонами описания соответственных (релевантных) классов. В
ходе развития онтогенетического процессов перцептивных каталог опознавательных признаков
|