Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 599 
Next page End  

постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов.
Для изучения опознания часто применяются хронометрические методики (-> время реакции).
ОПОЗНАНИЕ СИМУЛЬТАННОЕ
- отнесение воспринимаемого предмета к некоему классу в
результате одномоментного - мгновенного - спонтанного решения.
ОПОЗНАНИЕ СУКЦЕССИВНОЕ
- отнесение воспринимаемого предмета к некоему классу в
результате развернутого - постепенного и последовательного - анализа его признаков.
ОПОСРЕДОВАНИЕ
- отношение одного понятия (объекта) к другому, мыслимое или
познаваемое лишь через третье понятие (объект), так что опосредующее понятие (объект) выступает как
основание для соотношения исходных понятий (объектов). Характеризует структуру некоего процесса
или деятельности в плане достижения некоих целей, результатов. Предметным воплощением структуры
опосредования выступает средство.
ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ
- методологический принцип, отражающий
детерминацию умственных процессов в сознании индивида, а также межличностных процессов в
группах содержанием, целями и социальной ценностью выполняемой деятельности. Опосредование
деятельностное понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие
социально-психологические характеристики.
Принцип опосредования деятельностного по отношению к отдельному индивиду позволяет
понять и объяснить некие принятые им решения, а также поведение индивида в деятельностной
ситуации. По отношению к группе - понять и объяснить принятие решений групповых, причины
поведения группового, процессы дифференциации и интеграции групповой. На базе этого принципа и
идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп (-> концепция
опосредования деятельностного отношений межличностных).
ОПОСРЕДОВАНИЕ ЗНАКОВОЕ
- базовое понятие культурно-исторической теории Л.С.
Выготского, означающее способ управления поведением, реализуемый самим индивидом. В этой
теории все развитие психическое рассматривается как изменение структуры процесса психического за
счет включения в нее знака (символа), что ведет к трансформации натуральных, непосредственных
процессов в культурные, опосредованные. Первоначально в развитии онтогенетическом знак как
психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях ребенка и взрослого. При
этом знак обретает определенное значение - соответственное нормам социальным организации
деятельности.
ОПРЕДМЕЧЕНИЕ (опредмечивание) - философское понятие, означающее процесс, в коем
человеческие способности переходят на предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет
становится социально-культурным. Что касается деятельности, она опредмечивается не только во
внешнем результате, но и в качествах самого субъекта деятельности: изменяя мир, человек изменяется
сам.
ОПРОС
- метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе
ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных.
ОПРОС АНКЕТНЫЙ
- метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В
науках социальных проводится для выяснения биографических данных, мнений, ориентации
ценностных, установок социальных и личностных черт опрашиваемого. В зависимости от характера
требуемой информации и способов ее получения применяются различные типы опроса:
1) сплошной - например, перепись населения, или выборочный -
охватывается возрастная
группа, рабочий коллектив и пр.;
2) устный - интервью, или письменный - анкетирование;
3) индивидуальный или групповой;
4) очный или заочный - по почте, по телефону. При проведении любых опросов анкетных
требуют предварительного решения две проблемы:
1) объем и однородность выборки: опрос лишается интереса, если охватывает слишком узкий круг
лиц, и становится ненадежным (-> надежность), если опрашиваемые индивиды сильно различаются по
измеряемым параметрам;
2) репрезентативность выборки - возможность распространения выводов, полученных при
изучении части - выборки, на целое - генеральную совокупность.
Hosted by uCoz