Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 599 
Next page End  

патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры процессов психических,
приводящих к наблюдаемым симптомам.
Патопсихология изучает расстройства психические в первую очередь экспериментально-
психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в
использовании полученных в эксперименте данных:
1) для диагностики дифференциальной расстройств психики;
2) для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы -
судебной, трудовой, военной и пр.;
3) для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического
состояния больных;
4) для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив
компенсации утраченных свойств - в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения
психической реабилитации.
Значение патопсихологических исследований для психологии состоит в возможности более
глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения
категорий нормы психической, здоровья психического, а также факторов, активизирующих или
тормозящих развитие личности в ходе ее онтогенеза и социогенеза.
Патопсихология относится к особенно интенсивно и плодотворно развиваемым областям
психологии медицинской.
ПАФОС
- античное понятие, означающее страдание, к коему привели собственные действия
человека, ведомого сильной страстью, то есть разрешение страсти через страдание. В учении
Аристотеля пафос - одно из основных понятий эстетики: смерть или иное трагическое событие,
происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, кои затем разрешаются
в катартическом переживании (-> катарсис). От этого термина образована основа «пато...».
ПЕДАГОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
- отрасль педагогии, обслуживающая людей, для коих
характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или
приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. В ней выделяются:
1) тифлопедагогия - педагогия слепых;
2) сурдопедагогия - педагогия глухих;
3) олигофренопедагогия - педагогия умственно отсталых: детей с временными задержками
психического развития, с нарушениями речи; и пр.
Педагогия специальная, как и психология специальная, входит в состав дефектологии -
комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и
психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
ПЕДОЛОГИЯ
- течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв.,
обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и
педагогии экспериментальной. Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал
первую педологическую лабораторию. Основатели педологии - С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э.
Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В России педология широко распространилась еще в
дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус
психологов, физиологов, дефектологов.
В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном
развитии и в различных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его
потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических,
биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между
собой чисто механически.
Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки,
не был определен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях
отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей.
Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода,
практической направленности на диагностику психического развития.
Hosted by uCoz