ПОБУДИТЕЛЬ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ (неосознаваемые побудители деятельности) -
неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный
желаемым будущим. Данная тема прежде всего связана с именем З. Фрейда, с его теорией
бессознательного и вообще с фрейдизмом.
Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из
гипнотического состояния, в коем ему внушалась определенная программа действий. Выполняя
заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения. Пытаясь объяснить природу
этих явлений с позиций психоанализа, Фрейд ввел термин «динамическое вытеснение
бессознательного». Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за
конфликта с требованиями норм социальных не допускались в сознание, отчуждались механизмом
вытеснения и обнаруживали себя в обмолвках, оговорках, сновидениях, и пр.
Особенность подобных проявлений бессознательного - в том, что осознание причинной связи
нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению
переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), ибо осознанное
воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты
бессознательного в поведении устраняются тогда, когда вызвавшие их события изживаются личностью
совместно с другими людьми (например, в психоаналитическом сеансе или при психотерапии
групповой).
В психоанализе понимание проявлений бессознательного представляется несколько
ограниченным, что обусловлено недооценкой общественно-исторической обусловленности
бессознательного и неоправданным вычленением бессознательного из реального процесса
взаимодействия человека с миром. Эти ограничения отчасти преодолеваются в теории установки и
подходе деятельностном к изучению явлений психических.
ПОБУЖДЕНИЕ - желание, намерение действовать.
ПОВЕДЕНИЕ
- присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их
внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность
живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к
отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы
социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются
исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен
усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а
затем социальную. К фактам поведения относятся:
1) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью
и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;
2) отдельные движения и жесты;
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
4) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное
значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение
замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих
форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении
животных и об использовании ими орудий.
Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится
именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план
личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения
реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в
основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми
системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами,
членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний.
Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается,
в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального
|