планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в
поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.
ПОВЕДЕНИЕ: РЕГУЛЯЦИЯ НОРМАТИВНАЯ
- регулирование поведения субъекта со
стороны норм социальных, принятых в обществе или группе или же усвоенных им в ходе жизни.
ПОВЕДЕНИЕ: УРОВЕНЬ - принято различать пять уровней поведения - от таких врожденных
стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы (и, в некоих отношениях, поведение
инстинктивное) до приобретенных, модифицируемых форм, связанных с мышлением.
Относительная роль каждого из этих уровней у животных разной степени развития такова:
1) таксисы - их проявление максимально у простейших, средней степени - у червей и насекомых
и сходит на нет уже у примитивных млекопитающих;
2) рефлексы - их проявление неясно у простейших, максимально у кишечнополостных, среднее у
червей и насекомых и понемногу сходит на нет у животных более высокой степени развития, однако
даже у человека не исчезает полностью;
3) поведение инстинктивное - его проявление едва намечается у кишечнополостных, достигает
максимума у насекомых, средней степени - у птиц и низших млекопитающих и близко к нулю у
человека;
4) научение - его проявление намечается у червей, средней степени - у рыб, амфибий, рептилий
и достигает максимума у приматов и человека;
5) деятельность рассудочная - ее проявление намечается у примитивных млекопитающих, далее
возрастает, резко - на ступени высших приматов и достигает максимума у человека.
По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более
вытесняются приобретенными формами поведения.
ПОВЕДЕНИЕ: ФИКСАЦИЯ
- один из механизмов защитных личности - тенденция к
сохранению апробированных эффективных стереотипов поведения.
ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ
- специфическая форма действий человека, характерная
демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе
лиц, коим субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и
форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства - до словесных оскорблений
(агрессия вербальная) - и до применения грубой силы (агрессия физическая). В социально-
психологическом плане значима суммация поведения агрессивного отдельных личностей, превращение
агрессии межличностной в межгрупповую в рамках так называемых явлений массовидных.
В зарубежной психологии существует множество объяснений поведения агрессивного. Так,
психоанализ видит в нем проявление комплекса Эдипа, результат подавления инстинктивных
либидинозных стремлений в раннем детстве. Необихевиоризм считает поведение агрессивное
следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе научения социального.
Интеракционизм - следствием объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных
личностей и групп социальных. Когнитивизм - результатом диссонансов и несоответствий в сфере
познавательной субъекта (-> теория соответствия когнитивного). Есть и биологизаторские попытки
объяснить поведение агрессивное как чисто инстинктивное.
Многие из этих объяснений неудовлетворительны в связи с тенденцией к стиранию различий
между общественной сущностью человека и биологической обусловленностью поведения животных, а
зачастую - излишне идеалистической трактовкой мотивации поведения.
Для понимания происхождения конкретных проявлений поведения агрессивного нужно
установить его место в общей структуре индивидуальной и коллективной деятельности, - например,
показать, есть ли агрессивный акт неадекватная реакция защитная, следствие «аффекта», или же
поведение агрессивное обретает самостоятельную цель и смысл, становясь особой индивидуальной или
коллективной деятельностью (в случаях поведения девиантного), и пр.
ПОВЕДЕНИЕ АДАПТИВНОЕ (поведение перцептивное адаптивное) - максимально
детерминировано качествами стимуляции; оно конвенциально, то есть возможно сходство перцепций
перцепций одних и тех же объектов разными людьми.
ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ (поведение отклоняющееся) - система поступков или отдельные
поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные
|