Психология изучает развитие понятий у человека. Различается усвоение понятий, выработанных
другими людьми, и самостоятельная выработка новых понятий. В эмпирических исследованиях
мышления широко применяются методики определения понятий, сравнения понятий, классификации
понятий, образования искусственных понятий (-> обобщение). Изучается степень
систематизированности понятий, исследуется формирование понятий о предметном мире, о других
людях, о самом себе. Дифференцируются житейские и научные понятия, стихийное и управляемое
развитие понятий. Доказана возможность более раннего, по сравнению со стихийным, формирования
понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения.
ПОНЯТИЕ: ОБЪ¨М
- отображенные в сознании класс (множество) или классы объектов,
явлений и прочего, каждый из коих имеет признаки, фиксируемые в данном понятии, -
;
то есть классы, к
коим относится или кои включают в себя данное понятие (=> понятие: содержание). Количество
объектов, отображенных в объеме понятия, может быть конечным или бесконечным.
ПОНЯТИЕ: СОДЕРЖАНИЕ
- совокупность свойств, признаков и отношений объектов,
выделяемых данным понятием в том классе или классах объектов, к моим оно относится (=> понятие:
объем). Ядром содержания понятия являются отличительные существенные свойства, признаки и
отношения.
ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ
- мыслительное и речевое обобщение, формируемое без
специального обучения, при естественном овладении некоей областью предметной, в коем оказываются
слитыми существенные и несущественные признаки.
Согласно Л. С. Выготскому, понятие житейское развивается как бы снизу вверх, от
непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними - как
принадлежащими к определенным классам; тогда как развитие понятия научного идет сверху вниз,
начинаясь со словесного определения.
ПОРНОГРАФОМАНИЯ - вид перверсии половой, при коей достижение полового возбуждения
и удовлетворения происходит при чтении, рассматривании порнографической продукции и ее
создании, что служит выражению сексуальных фантазий.
Термин пришел из книги Ретифа де ла Бретонна «Порнограф, или Размышление порядочного
человека об истинной безнравственной проституции».
ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ
- вид порога сенсорного, описанный Г.Т. Фехнером. Характеризует
чувствительность системы сенсорной. Выражается величиной раздражителя, превышение коей дает
ответную реакцию организма - прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения порога
абсолютного применяются метод изменений минимальных, метод ошибки средней, метод
раздражителей постоянных.
ПОРОГ БОЛЕВОЙ - граничная величина ощущения, достижение и превышение коей вызывает
болевое ощущение - независимо от модальности ощущения. Различаются:
1) порог болевой нижний - величина раздражения при первом появлении ощущения боли;
2) порог болевой верхний - величина раздражения, при коей боль становится непереносимой.
ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ (порог ощущения; порог чувствительности) - величина раздражителя,
вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности
анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю
соответственного вида чувствительности. Их существование - центральная закономерность ощущений.
Учение о порогах восприятия говорит о том, как, при каких физических параметрах физический стимул
может достигнуть сознания. С этим учением связаны такие понятия, как адаптация сенсорная,
взаимодействие ощущений.
Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется
нижним абсолютным порогом восприятия. Верхним абсолютным порогом восприятия называется
величина раздражителя, при коей ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например,
превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).
Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением
Ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия.
Измерения абсолютных и порогов дифференциальных восприятия привели в к представлению о
существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри коей вероятность ответной реакции
|