Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от
роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Анализ
потребностей лучше начинать с их органических форм.
К набору элементарных биологических потребностей, врожденных человеку и высшим
животным, нужно добавить еще потребность общения - потребность в контактах с себе подобными, в
первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность познавательную. В отношении этих двух
потребностей нужно отметить два важных момента: на первых поpax они тесно переплетены друг с
другом, и обе составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях развития. Они
необходимы так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают
биологическое существование, то контакт с людьми и познание нужны для становления субъекта как
личности.
Потребности подразделяются по характеру деятельности (деятельность оборонительная, пищевая,
половая, познавательная, коммуникативная, игровая). При рассмотрении связи потребностей с
деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой
встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние
какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения
потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе
поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап
жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением
потребности (-> потребность: опредмечение). Самим актом опредмечения потребность преобразуется -
становится определенной, потребностью именно в данном предмете.
Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по
обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности
стабильны и становятся качествами характера.
Согласно Х. Меррею, список потребностей таков: 1) доминантность - стремление
контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
2) агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
3) поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим;
страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
4) отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
5) автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
6) пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание
собственной неполноценности;
7) потребность в уважении и поддержке;
8) потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то
лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
9) потребность быть в центре внимания;
10) потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание
развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
11) эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы,
самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к
субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или
отвержении;
12) социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы,
альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
13) потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск
утешения, мягкого обращения;
14) потребность оказания помощи;
15) потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать
наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
|