оценка коего порождает разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и даже любви - и
проявляется как особая установка социальная на другого человека. Экспериментально изучаются
механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств (-> дружба; любовь) при восприятии
другого человека, причины появления эмоционального отношения, в частности -
роль сходства
характеристик субъекта и объекта восприятия, а также ситуации, в коей они находятся:
1) влияние таких характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч,
расстояние между ними и пр.;
2) влияние условий взаимодействия - «поведение помогающее», деятельность совместная, и пр.
АУДИОМЕТР
- электроакустический прибор, позволяющий строго дозировать интенсивность
звуковых сигналов во всем диапазоне воспринимаемых звуковых частот, а также делать
функциональные пробы для диагностики чувствительности дифференциальной пороговой,
интенсивности и маскировки.
АУДИОМЕТРИЯ
- исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических
приборов - аудиометров. Другим средством аудиометрии является регистрация слуховых потенциалов
вызванных, по коим можно судить о степени снижения слуха и уровне нейропсихологического
поражения.
АУДИТОРИЯ. В психологии - группа, воспринимающая речь. Обычно - пространственно
размещенная группа малая, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия
речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством.
Традиционно различают «прямоугольную» и «круговую» схемы размещения. Частный случай
прямоугольного размещения - трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей располагается
непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику
процесса общения. При круговом расположении - типа «круглого стола» - слушатели общаются друг с
другом, видя реакцию всех на свои сообщения. При прямоугольном размещении внимание членов
группы сосредоточено на коммуникаторе. Аудитория средств массовой коммуникации разобщена,
анонимна и в принципе более внушаема (-> внушение); в сущности, она образована совокупностью
групп малых.
АУТИЗМ
- понятие, означающее крайнюю форму и состояние отчуждения психологического,
выражаемую в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и
погружении в замкнутый мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления
нарушается из-за ее подчинения аффективным потребностям. Состояние, характерное для шизофрении.
Термин был введен Э. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со снижением
возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей
вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляемых как попытки избежать любых контактов, как
отсутствие потребности в деятельности совместной. В норме термин стал использоваться при описании
индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою
внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий (=> эгоцентризм), что
сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их
ролей, и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение. Некоторые тесты (например
ММРI) содержат шкалы, измеряющие аутистичность мышления и поведения. От аутизма в широком
смысле нужно отличать патопсихологический синдром аутизма детского раннего, или синдром
Каннера.
АУТИЗМ ДЕТСКИЙ
- свойство ребенка или подростка, развитие коего характерно резким
снижением контактов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в
окружении.
АУТИЗМ ДЕТСКИЙ РАННИЙ
- клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в
1943 г. Его основные признаки:
1) врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством
взгляда, мимики и жестов, причем не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2) стереотипность поведения;
3) необычные реакции на раздражители;
4) нарушения развития речевого;
|