5) раннее проявление (до 30-го месяца жизни). Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3 -
5 лет. Сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. Далее острый период сменяется
нарушениями развития интеллектуального и личностного.
АУТО (приставка) см. авто.
АУТОТРЕНИНГ -> тренировка автогенная.
АФАЗИЯ
- полная или частичная утрата способности речи; нарушение речевое, возникающее
при локальных поражениях коры полушария левого мозга головного (у правшей). Представляет собой
системное расстройство различных видов деятельности речевой. Проявляется в нарушениях
фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности
движений речевого аппарата и элементарных форм слуха. Согласно представлениям нейролингвистики,
афазия - системное нарушение, складывающееся:
1) из первичного дефекта;
2) из вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта;
3) из функциональных перестроек работы мозга головного, направленных на компенсацию
нарушенной функции. Выделяются семь форм афазии, каждая из коих связана с нарушением одного из
факторов, лежащих в основе деятельности речевой, и наблюдается при определенной локализации
патологического процесса:
1) афазия сенсорная
- нарушение слуха фонематического - способности различения звукового
состава слов: трудности понимания речи устной, письма под диктовку;
2) афазия акустико-мнестическая - нарушение слухоречевой памяти, проявляется:
a) в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях - быстрая речь, одновременное
предъявление двух речевых сообщений и пр.;
b) в виде трудностей, возникающих в речи устной и при письме под диктовку - поиск нужных
слов, вербальные парафазии;
3) афазия оптико-мнестическая, в основе коей лежит нарушение памяти зрительной (=> память
сенсорная); проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей
легкости называния действий;
4) афазия семантическая - нарушение понимания определенных логико-грамматических
конструкций, например - брат отца, отец брата, весна перед летом и прочее; сочетается с нарушениями
счета и пространственного мышления;
5) афазия моторная афферентная - нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от
расстройства различения близких артикулем (артикуляционных движений); при этом бывает нарушено
письмо самостоятельное и под диктовку;
6) афазия моторная эфферентная - нарушение кинетической организации речевых актов,
трудности переключения с одного слова (или слога) на другое от инертности речевых стереотипов;
7) афазия динамическая - нарушение последовательной организации речевого высказывания,
проявляется в нарушениях планирования речи; характерно нарушением связной устной и письменной
активной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия.
АФОНИЯ
- потеря голоса при сохранении целостной речи. Возникает из-за органических или
функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). В частности, бывает:
при перенапряжении голосовых связок у лекторов; при внезапных и сильных волнениях; при истерии.
АФФЕКТ
- сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение -
эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных
обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в
функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных
переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В его
основе лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между
влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями,
предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить.
Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный
выход из опасных, чаще всего неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не
связанные с ним процессы психические и навязывает некий стереотипный способ «аварийного»
|