Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 599 
Next page End  

Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или
менее развитых «малых» личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек
играет в жизни.
ПСИХИКА: АНАЛИЗ: ЕДИНИЦА (единицы анализа психики) - структурные или
функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не разложимых частей
целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Это понятие употребляется в
психологии в трех взаимосвязанных смыслах:
1) как универсальная составляющая различных процессов психических;
2) как генетический (онтогенетический) источник процессов психических;
3) как универсальное понятие при описании процессов психических.
Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению
целого на элементы, не обладающие основными свойствами целого, но проявляющие свойства, в
исходном целом не обнаруживаемые. Выделяемые в ходе анализа единицы не следует
абсолютизировать, ибо их характер определяется конкретными задачами исследования. Так, в биологии
выделение в качестве единиц анализа живой клетки или биологического вида позволило решить
принципиально различные теоретические и прикладные задачи.
В современной науке сформулирована система требований к единицам анализа психики: они
должны иметь внутренне связанную структуру, где представлены свойства целого; способность к
развитию и саморазвитию; способность к образованию открытого таксономического ряда, и пр.
На разных этапах развития психологии в функции единиц анализа психики выступали:
ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура - фон; поведенческий акт
или навык; проба и проверка; схема; действие; операция (обратимое действие); эмоционально-подобное
ощущение; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и пр.
ПСИХИКА: ПОНИМАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ (динамическое понимание психики) - один из
основных принципов и методов психоаналитического исследования, ориентированный на понимание
ее как постоянно движущейся системы, действующей под постоянным влиянием различных внешних и
особенно внутренних факторов, кои представляют разнообразные душевные силы и выражают
целенаправленные тенденции, работающие согласно или противоположно.
ПСИХИКА: СТРУКТУРА
- в структурной схеме психики выделены три уровня: сознательный,
подсознательный и бессознательный. З. Фрейд сравнил сознание с айсбергом, на 9/10 погруженным в
море бессознательного. Но скорее его можно изобразить в виде острова, погруженного в море
неосознаваемого. Внизу следует поместить механизмы неосознаваемые сознательных действий: это -
технические исполнители, «чернорабочие» сознания, многие из них образуются путем передачи
функций сознания на неосознаваемые уровни. На одном уровне с процессами сознания можно
поместить побудители неосознаваемые сознательных действий. Они того же ранга, что и осознаваемые
побудители, но качественно отличаются тем, что вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и
временами порываются в сознание в особой символической форме. Наконец, процессы
надсознательные находятся над «островом»: они развертываются в форме длительной и напряженной
работы сознания, результат коей -.некий интегральный итог - возвращается в сознание как новая
творческая идея, новые отношения, чувство или жизненная установка, - и меняет дальнейшее течение
сознания.
ПСИХИКА: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
- согласно ей, у человека возникает
особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью отсутствующие у
животных. Автор - Л. С. Выготский.
По крайней мере два ее фундаментальных положения сохраняют значение поныне. Это
положение об опосредованном характере функций психических высших и об интериоризации как
процессе их формирования. Хотя терминологическое оформление этих идей изменилось и сместились
некие акценты, их общий смысл сохранился и развился.
ПСИХИКА ПЕРЦЕПТИВНАЯ
- Более сложное строение деятельности у представителей
психики перцептивной выражается через идею выделения операций.
Hosted by uCoz