Navigation bar
  Print document Start Previous page
 349 of 599 
Next page End  

На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации
генетически фиксированных компонент видового опыта в процессе индивидуального научения. Это
связано с тем, что каждый поведенческий акт состоит из двух основных фаз:
1) фаза поисковая, или подготовительная - обычно начинается с эндогенной активации и
проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного; обычно в результате происходит
встреча животного со стимулами ключевыми, включающими собственно инстинктивное действие, а
чаще - целую цепь таковых; в этой фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь
находятся и осваиваются новые способы поведения;
2) фаза завершающая - чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся движения; в самой
фазе завершающей они становятся вполне стереотипными и «принудительными.»
«Удельный вес» этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у одного и
того же животного. Но общее правило - в том, что чем выше психическая организация животного, тем
более развернута и продолжительна фаза поисковая и тем более богатый и разнообразный
индивидуальный опыт животное может приобрести. И часто такой опыт накапливается впрок - за счет
выполнения поведенческих актов, состоящих лишь из фазы поисковой при отсутствии фазы
завершающей; выполнение таких действий производится исключительно за счет активности
познавательной.
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ: СИСТЕМА - составные части психического аппарата человека,
части динамической модели психики.
Согласно З. Фрейду, человеческая психика складывается из трех основных систем:
бессознательного, предсознательного и сознания.
ПСИХИЧЕСКОЕ: ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ (психическое как процесс) - концепция,
разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М. Сеченова; раскрывает
основной способ существования психического. Оно существует прежде всего как процесс - живой,
предельно пластичный, непрерывный, никогда полностью не заданный изначально, но
формирующийся и развивающийся, порождающий некие продукты или результата - психические
состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи, и пр. Концепция психического
как процесса раскрывает единство сознания и деятельности, ибо человеческая психика проявляется и
формируется в деятельности.
Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в
ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с миром, и само непрерывно изменяется и
развивается, все полнее отражая динамичность действительности, участвуя в регуляции действий,
поступков и пр. Мышление, одно из высших проявлений психического, - это анализ, синтез, обобщение
условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе
образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.
Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности.
Мышление, восприятие и пр. формируются преимущественно неосознанно, бессознательно. Но на
уровне личностного аспекта мышления, восприятия и пр. человек в значительной мере осознанно
регулирует протекание этих процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного
обеспечивает непрерывность психического как процесса. Эта непрерывность проявляется в тесной
взаимосвязанности познавательной и аффективной компонент любого психического акта.
ПСИХОАНАЛЕПТИК -> средство психотропное.
ПСИХОАНАЛИЗ (терапия психоаналитическая) - психологическое направление, основанное
австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Первоначально сложился как метод
лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания
движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных
направлений философии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не
столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется в трех основных смыслах:
1) теоретическое направление в психологии;
2) особая методология исследования психики;
3) метод психотерапевтический.
Hosted by uCoz