1. Психоанализ - первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Фрейд после
длительных наблюдений за пациентами пришел к выводам, значительно изменившим представления о
психике. Он утверждал, в частности, что поведение в большой степени подчиняется влиянию
подсознательных сил, названных им влечениями/Они обусловлены инстинктами, но прежде всего -
подавленными желаниями, удовлетворение коих «запрещено» на уровне сознания, отчего они
вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания,
проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая
влияние на выбор профессии и творчество.
2. Психоанализ как особая методология исследования психики. Согласно З. Фрейду, он занимает
среднее место между медициной и философией; его начало -~ открытие и применение метода
ассоциативного.
3. Психоанализ как метод психотерапевтический: совокупность способов выявления
особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
Основные технические средства психоанализа:
1) метод ассоциативный - анализ ассоциаций свободных;
2) анализ снов и толкование сновидений (-> метод анализа снов; сновидение: толкование);
3) анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных)
симптоматических действий повседневной жизни (-> метод анализа ошибок).
Фрейдизм часто критиковался, иногда очень резко, за то, что его концепции почти невозможно
проверить экспериментально. Однако они ниспровергли целый ряд представлений особенно касательно
детства и сексуальности. Кроме того, фрейдизм ввел немало понятий, вошедших в современную
психологию и побудивших к новым исследованиям. Относительно ряда открытий ему воздают должное
подавляющее большинство психологов современности.
Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между
бессознательным и сознанием. Само существование бессознательного признавалось рядом ученых и до
Фрейда, но динамика его влияния на сознание, его механизмы впервые были поставлены в центр
внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть
замкнутым в себе пространством когнитивным и стало частью живого жизненного целого.
Сексуальная сфера жизни также вошла в поле зрения психологии благодаря Фрейду. Он привлек
особое внимание и к роли детского, прежде всего - семейного опыта в развитии личности. Идея защиты
психологической - также одна из центральных в современной психотерапии. Не все согласны с
теоретическими объяснениями Фрейда, но обычно признают, что именно его метод лег в основу
большинства терапевтических систем.
Психоанализ действительно являл совершенно новую психологическую систему - встречается
даже термин «психоаналитическая революция». Он оказал огромное влияние и на искусство.
Психоанализ не соотносится только С именем своего основателя. Кстати, ученики и
последователи Фрейда в большинстве не разделяли пансексуализма своего учителя и развивали
собственные учения о бессознательном и психической жизни. Они делают главный упор на социальное
значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивида. Развитие психоанализа в
значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и
прежде всего - в отношении сексуальной детерминации поведения. Ныне психоанализ весьма
разнообразен и часто обнаруживает мало сходства с теорией Фрейда. Однако определяющие
положения, касающиеся роли бессознательного, роли детского опыта, проблема внутренних
конфликтов, формирование защиты психологической - имеются практически в любой из этих
концепций, что позволяет говорить о психоанализе как о целостном направлении. Роль учения Фрейда
сравнима с ролью фундамента здания - мало приметного, но держащего все здание.
ПСИХОАНАЛИЗ: ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ - согласно З. Фрейду, состоит в том,
что при приближении бессознательного к сознательному уничтожается вытеснение, устраняются
условия для образования симптомов, патогенный конфликт превращается в нормальный, который
каким-то образом должен найти разрешение.
ПСИХОАНАЛИЗ: ЗАДАЧА
- состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять
истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие
|