переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса.
Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным - а значит, доступным осмыслению
и отчасти контролю, - такова задача психоанализа как терапевтического метода.
Согласно З. Фрейду, одна из задач - проникновение в тайну амнезии первых детских лет жизни и
доведение до сознательного воспоминания содержащихся в них проявлений ранней детской
сексуальности.
ПСИХОАНАЛИЗ: ПРИНЦИП ОБЩИЙ
- согласно Э. Фромму, современный психоанализ
практикует два основных принципа терапии, кои непосредственно связаны с определением и
пониманием целей и задач психоанализа.
1. Первая концепция считает задачей психоаналитического лечения приспособление клиента.
Приспособление понимается как способность человека действовать так, как действует большинство
людей данной культуры, и принимает социально одобряемые образцы поведения как критерии
душевного здоровья. Эта терапия ориентирована только на социальное приспособление и может
снизить страдания невротика до среднего уровня. «Приспособленный человек» выставляет себя
товаром, в коем нет ничего устойчивого и определенного, кроме потребности доставлять удовольствие
и готовности менять роли. Измена высшему Я и человеческим ценностям ведут к внутренней пустоте и
непрочности, в конечном счете к психогенным болезням.
2. Вторая концепция понимает психоанализ как врачевание души и считает целью терапии
оптимальное развитие личностных способностей и реализацию индивидуальности. Она ориентируется
на исцеление души и обретение душевного здоровья, кое неотделимо от основной человеческой
проблемы - достижения целей жизни: нравственности, цельности и способности любить. Эта терапия
помогает достичь внутренней силы, цельности, уверенности в себе, способности суждения и
объективной оценки, что делает его менее уязвимым и зависимым от меняющихся времен и чужих
мнений.
В психоаналитической практике различения общих принципов терапии, в общем, нет. Оба
принципа действуют совместно, хотя их соотношение в любом конкретном анализе различно.
Понимание этого соотношения и акцентирование на одном из принципов может повысить
эффективность терапии.
ПСИХОАНАЛИЗ: ЦЕЛЬ ГЛАВНАЯ - согласно Э. Фромму - помочь отличить истину от лжи в
самих себе; терапевтический метод - приложение тезиса о том, что истина делает человека свободным.
ПСИХОАНАЛИЗ ГРУППОВОЙ (анализ групповой) - использование психоаналитической
терапии для одновременного лечения группы людей - самый распространенный вид группового
лечения с применением принципов и приемов психоанализа. Первые серьезные попытки психоанализа
группового были предприняты последователями З. Фрейда в конце двадцатых - начале тридцатых годов
(=> психодрама; социометрия).
ПСИХОАНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
- считает главной проблемой обретение личностью
психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить и
нивелировать личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» - ведь бытие самим
собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности. И человек
становится конформистом или авторитаристом, считая, что это и есть свобода. Тем самым он лишает
себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, среди коих главной
оказывается ценность обладания чем-либо.
ПСИХОАНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ (психоанализ обучающий, психоанализ учебный) -
установленная З. Фрейдом форма и традиция подготовки специалистов, обеспечивающая прохождение
курса психоанализа всеми претендентами на приобретение квалификации психоаналитика. При
прохождении психоанализа дидактического (как правило, в течение месяца) будущие психоаналитики
играют роль клиентов и вместе изучают совокупность теоретико-познавательных основ, принципы,
приемы, методику, технику и организационные формы психоаналитической терапии.
ПСИХОАНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ
- одно из направлений современного психоанализа,
основанное на использовании идей З. Фрейда об особом значении языка для характеристики
бессознательного и для терапии заболеваний психонервных, а также на ряде положений лингвистики
структурной, антропологии и философии. Его создатель, французский исследователь Жан Лакан, при
|