Воздействие психоделиков способно изменить личность, глубоко перестроить иерархию ее
мотивов и ценностей. Их бесконтрольное применение вне специальных клинических условий приводит
к тяжелым последствиям и несчастным случаям.
ПСИХОДИАГНОСТИКА (диагностика психологическая) - постановка диагноза
психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии
клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два
понимания этого термина.
1. Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой
диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения
диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении
перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов
практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.
Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных
отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных
методов (=> исследование психодиагностическое).
Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать
самостоятельно - как метод исследования либо как область деятельности практического психолога,
направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:
1) в широком смысле - сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться
к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его
свойств;
2) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических
свойств личности.
В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:
1) сбор данных;
2) переработка и интерпретация данных;
3) вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический.
Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о
психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и
измерения.
Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и
опросники.
2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование
различных психодиагностических средств.
Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта,
психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы
исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и
опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от
методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и
совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и
факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся:
1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности
поведения;
2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных
количественных или качественных показателях;
3) при надобности - описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей
клиента;
4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.
Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание
испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста.
|