Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При
наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, - то есть воспринимать
ситуацию как потенциально опасную.
От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть
неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при
этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные
инструкции легко забываются.
Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых,
кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне
положительное впечатление может привести к тому, что они постараются «угодить» ему. Поэтому
диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно,
доброжелательно и уважительно.
Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может
выполняться на базе двух критериев:
1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать
представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы - с
последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;
2) при количественном Сравнении с группой - с последующим заключением о порядковом месте
испытуемого среди других.
Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и
методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических - соответственно
развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.
ПСИХОДИАГНОСТИКА: ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (профессиональные
требования психодиагностики) - к работе диагноста и используемым методам предъявляется ряд
довольно строгих требований. Так, диагност должен быть основательно знаком с психологическими
теориями, на коих основаны используемые им методы; он должен уметь располагать к себе людей,
вызывать их доверие и добиваться искренности их ответов; он должен досконально знать
диагностические методики и условия их правильного применения.
ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - практическая психодиагностика
- весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования,
мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или
судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу. Поэтому к
диагносту предъявляется ряд социально-этических требований - принципов психодиагностики.
1. Принцип соблюдения тайны - предполагает неразглашение результатов диагностики без
персонального согласия клиента. Особенно это касается совершеннолетних клиентов. В случае
несовершеннолетних для разглашения результатов Требуется согласие родителей или заменяющих их
лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть
исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена
испытуемых.
2. Принцип обоснованности научной - требует от психодиагностической методики, чтобы она
была как минимум валидной и надежной (-> валидность; надежность), то есть давала результаты,
заслуживающие доверия.
3. Принцип ненанесения ущерба - предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае
нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора при приеме
на работу, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для
обследуемого, требующим информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты
обследования, кем и как они будут использоваться при решении его судьбы.
4. Принцип объективности выводов - требует, чтобы все выводы из результатов тестирования
были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных применением
надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или
пользующихся его данными.
|