ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - его функции - улучшение условий обучения, чтобы они как
можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся.
Психолог педагогический занимается разработкой эффективных методов обучения, в частности,
используя открытия психологии когнитивной и теоретиков, исследующих процессы обучения. В
последние времена некие психологи педагогические стали специализоваться в области «управления
классом», помогая преподавателям выработать такие психологические и социальные навыки, кои
позволяют создать в школе приятную и продуктивную обстановку.
ПСИХОЛОГ ПРАКТИЧЕСКИЙ
- к его сфере деятельности относятся психодиагностика,
выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на
использовании специальных психологических техник. Выбор техник преимущественно зависит от того,
на какую психологическую систему ориентирован психолог.
ПСИХОЛОГ ПРОМЫШЛЕННЫЙ
- его функции - помочь служащим выбрать специальность
или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего
основаны на результатах собеседований или тестов.
Психологу промышленному иногда поручают организацию программ обучения, направленных на
повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и
рабочих. Он может выступать и как консультант рабочих и предпринимателей и играть важную роль в
разрешении конфликтов между ними. В будущем, по-видимому, он все чаще будет привлекаться к
пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с
реорганизацией деятельности предприятий. А накопление знаний о мотивациях потребителей
приводит к тому, что руководители предприятий по производству и торговле потребительскими
товарами обращаются за помощью к психологам, стремясь создать оптимальные условия для
продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей.
ПСИХОЛОГ ШКОЛЬНЫЙ
- его функции - помочь учащимся выбрать специальность или
работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны
на результатах собеседований или тестов.
Психологу школьному иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, если
у них возникают трудности, связанные с процессом адаптации: психолог либо помогает учащемуся
разрешить проблемы, либо рекомендует соответственную терапию психологическую.
ПСИХОЛОГ-ЭРГОНОМИСТ
- Его функции - улучшение условий труда, чтобы они как можно
лучше соответствовали потребностям и способностям рабочих.
Психологи-эргономисты, основываясь на знаниях о поведении людей, дают рекомендации
конструкторам оборудования. В этом смысле они должны одинаково хорошо судить о наилучшем
расположении органов управления оборудованием или уметь оценить уровень шума и освещенность,
приемлемые для людей в данных условиях.
ПСИХОЛОГИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
- направление социологии, принимающее за
основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и
взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. Как направление
социологии сформировался во второй половине XIX в.; его бурное развитие в XX в. существенно
связано с идеями и деятельностью З. Фрейда и его последователей (=> постфрейдизм).
ПСИХОЛОГИЯ
- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой
формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не
относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин
возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается
как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в
теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.
Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в
силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и
формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали
деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:
1) она - наука о самом сложном, что пока известно человечеству;
|