2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на
себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;
3) ее практические следствия уникальны - они не только несоизмеримо значительнее результатов
других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться
управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями - задача самая
грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.
В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития
психологии - этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о
психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.
Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические
исследования и адекватно решать - иногда срочно -
практические проблемы. Такое призвание
психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических
процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных
знаний.
Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим,
меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология - наука, не
только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Психология - живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней
сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно
соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами,
разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы - главенствующей
теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее
направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают
глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере
оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно
должна изучать психология, каков ее предмет.
Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души
доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается «научно» обнаружить и доказать
либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически
неуловимой. В этом - одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике,
положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно
существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей,
переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом
психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она
формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.
Другая особенность психологии - в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не
может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через
их изучение - косвенно - делать выводы о собственно психике. Выбор такого «вторичного объекта»
зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, - от того принципа
объяснительного, который предлагается некоей школой научной.
Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он
неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором
десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета
психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты -
факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение
(как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические -
как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (-> процесс душевный
бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые
результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом
бихевиоризма.
С позиций теории деятельности, предмет психологии - законы порождения и функционирования
отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и
|