деятельности, моделирования полунатурного, моделирования психологического, полиэффекторной
регистрации функций и пр.
В отечественной психологии авиационной сформулированы концепции оператора активного,
образа полета, моделирования психологического, реабилитации профессионально-психологической.
ПСИХОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ
- направление в психологии - в том числе психологии
глубинной, социологии и психоанализе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г.
Юнга, давшего ей это название с целью отграничения от родственного направления - психоанализа З.
Фрейда.
По отношению к психоанализу и фрейдизму она выступает как реформистское направление,
отказавшееся от ряда принципиальных положений психоанализа классического: о природе и сущности
энергии психической, о месте и роли сексуальности, о специфике и диапазоне действия комплекса
Эдипа и пр. Вместе с тем она принимает психоанализ как мировоззренческую, теоретическую и
методологическую основу.
Влияние Юнга на мировую культуру сопоставимо с влиянием его учителя - Фрейда.
В теории Юнга бессознательному тоже придается решающее значение в регуляции поведения, но
наряду с индивидуальным (личным) выделяется бессознательное коллективное, кое никогда не может
стать содержанием сознания. Оно образует автономный психический фонд, где запечатлен
унаследованный опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования -
архетипы (общечеловеческие первообразы) - лежат в основе символики творчества, различных
ритуалов, сновидений и комплексов. Учение о бессознательном коллективном, существующем наряду с
бессознательным личным и сознанием, во взаимодействии с ними, составляет основу теории Юнга.
Центральное место занимает понятие индивидуации - особой интеграции содержаний
бессознательного коллективного, благодаря коей личность реализует себя как уникальное неделимое
целое. Индивидуация считается целью психического развития человека.
Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя, открытие потаенных
бессознательных структур, требующих, особенно в периоды жизненных кризисов, осознания и
включения в душевную целостность. Важнейшие из открываемых инстанций - Тень, Анимус и Анима.
Центральной же является инстанция самости - своего рода образ Бога в самом себе.
В психологии аналитической были получены принципиально важные результаты: разработаны
понятия и концепции бессознательного коллективного, архетипов, комплекса, комплекса Электры;
создан тест на ассоциацию слов; предложена типология характеров, проведены оригинальные
исследования по проблемам личности, творчества, мифологии, искусства, религии, символики
сновидений, неврозов и пр.
В качестве метода анализа скрытых мотивов предложен тест на ассоциацию слов (->
эксперимент ассоциативный): неадекватная реакция или задержка реакции на слово-раздражитель
указывает на наличие комплекса.
Хотя психология аналитическая отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо
понимается не сексуальная, а любая бессознательная энергия психическая), но ее методологическим
ориентациям присущи те же особенности, что и прочим ответвлениям, психоанализа.
Предложенная Юнгом типология характеров, выделяющая их две главные категории -
экстравертов и интровертов, получила независимое развитие в конкретных психологических
исследованиях личности.
ПСИХОЛОГИЯ АССОЦИАНИСТСКАЯ (психология ассоциативная) - психологические
направления, в коих единицей анализа психики признана ассоциация. В ее основе лежал
сформулированное Спинозой правило, ныне называемое законом ассоциации, - специфической связи,
устанавливаемой между идеями. Главенствовала до начала XX в. (-> ассоцианизм).
ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ
- отрасль психологии, изучающая психологические особенности
различных видов военной деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня
военной техники, характеристик личности воинов, особенностей воинского коллектива, методов боевой
и политической подготовки. Разрабатывает преимущественно способы совершенствования методов
командования или укрепления связей между разными группами. Вырабатывает рекомендации по
совершенствованию теории и практики изучения, отбора, обучения, воспитания военнослужащих,
|