политико-воспитательной работы, психологической подготовки воинов и руководства личным
составом. Также занимается изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в
войска агентов противника.
Направления психологии военной соответствуют видам вооруженных сил. Ее проблемы
разрабатываются в русле взглядов военной науки и с опорой на выводы психологии социальной,
психологии труда и психологии инженерной, педагогической, психофизиологии и др.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
- отрасль психологии, изучающая закономерности этапов
психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза
человека от рождения до старости.
Ныне выделяются такие разделы психологии возрастной являются:
1) психология детская (=> детство);
2) психология подростка (-> возраст подростковый);
3) психология юности (=> юность);
4) психология возраста зрелого - психология взрослости (=> зрелость);
5) геронтопсихология (-> старость).
Каждый возрастной этап характерен теми специфически возрастными задачами освоения
внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и
деятельности. Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания
последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что
невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических,
этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-
психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида.
Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической.
Значительное число исследований строится на базе метода возрастных (поперечных) срезов:
путем сравнения свойств выборок, отличающихся по хронологическому возрасту. Определенными
преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают исследования лонгитюдные, в
коих развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на
протяжении достаточно длительного периода онтогенеза.
Особое место в современной психологии возрастной занимает группа методов генетико-
моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Л. С. Выготского. Изучение развития с
помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе
направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся:
1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями
психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и
старости.
ПСИХОЛОГИЯ ВОСТОЧНАЯ
- в восточной культуре жизнь рассматривается в ее полноте не
как цепь явлений, кои нужно объяснить, а скорее как неотъемлемая часть Вселенной, к единству коей
она причастна.
Внимание западных ученых все чаще обращается к тому, как это мистическое глобальное
единство постигается носителями восточной философии через медитацию и состояние транса.
ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
- пытается понять, как происходит развитие психическое
человека с первых часов жизни и до смерти.
До недавних времен основное внимание уделялось детству и отрочеству, кои казались
основными этапами в развитии человека. Но постепенно центр тяжести все больше перемещается на
аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и» приближением смерти - с этапами, кои в
неменьшей мере порождают кризисы и напряженность. Появился ряд исследований, показавших, что
время внутриутробной жизни - весьма важный этап психологического развития, ибо значительная часть
восприятий младенца и его связей с миром зарождается еще в это время.
|