ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ
- собирательное понятие, означающее ряд различных
направлений психологии и психиатрии, придающих решающее значение - в деятельности индивида, в
организации поведения и формировании его личности - разнообразным бессознательным компонентам,
таящимся в «глубинах» психики, - иррациональным, аффективно-эмоциональным, инстинктивным и
интуитивным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за поверхностью сознания, в глубинах
индивида.
Самые известные направления психологии глубинной:
1) психоанализ (фрейдизм);
2) психология индивидуальная;
3) психология аналитическая;
4) концепция хормическая (У. Макдуталл);
5) анализ экзистенциальный (Л. Бинсвангер);
6) неофрейдизм.
Иногда сюда же включаются эго-психология, анализ экзистенциальный, психология хормическая
и пр.
Идеи психологии глубинной повлияли и на медицину. Отвергнув интроспективное воззрение,
отождествившее психику с ее явленностью сознанию субъекта, психология глубинная отстаивала
положение о том, что главные причины действий человека заложены в его психическом динамическом
устройстве, сущностно бессознательном.
ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ -> сурдопсихология.
ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
- одно из ведущих направлений современной
западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа
гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя
представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на
вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать
свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору «мира и любви» был горячо
встречен.
Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с
именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В
центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной
творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных
предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь,
свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому
направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и
др.
Психология гуманистическая противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и
фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в
ней - устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к
укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится
мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост
конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания коего призвана поддержать
особая форма психотерапии - «терапии, центрирований на клиенте»; это означает трактовку индивида,
обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя
ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только
роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, где клиенту легче организовать свой
внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее
существования - «экзистенции».
На базе психологии гуманистической строятся некоторые направления психотерапии и
педагогика гуманистическая.
Основные методологические положения психологии гуманистической:
1) человек должен изучаться в его целостности;
|