независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана,
склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения.
Итак, задача человека - стать тем, чем возможно - самим собой - в обществе, где условия не
способствуют этому. Человек - высшая ценность и в конечном счете отвечает лишь за то, чтобы
состояться.
Согласно К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью
реализовать себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако
воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных
чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей
личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник
неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.
В центре концепции - понятие самоактуализации, означающее ту силу, что заставляет человека
развиваться на самых различных уровнях, от овладения моторными навыками до высших творческих
взлетов.
Человек, как и все живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти и развиваться.
Этой тенденции подчинены все биологические потребности, они должны быть удовлетворены в целях
позитивного развития; процесс развития протекает, несмотря на многие препятствия на пути. Человек
не таков, каким предстает в психоанализе: он изначально добр и не нуждается в контроле общества;
более того, именно контроль заставляет его поступать плохо. Поведение, ведущее по пути к несчастью,
не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и прочее - результат
страха и защиты психологической; задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные
тенденции, на глубоких уровнях имеющиеся у всех.
Актуализующая тенденция - потребность в самоактуализации в динамике ее проявления -
причина становления человека более сложным, независимым и социально ответственным.
Первоначально все переживания и опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через эту
тенденцию. Удовлетворение приносят переживания, соответственные ей; противоположные
переживания человек старается избегать. Такая ориентация ведуща, пока не формируется структура Я -
самосознание. Проблема в том, что одновременно с формированием Я возникает потребность в
положительном отношении со стороны окружающих и самого себя, а единственный путь выработки
положительного самоотношения - это усвоение таких способов поведения, кои вызывают
положительное отношение других. И ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что соответствует
самоактуализующей тенденции, а тем, что может вызвать одобрение. И в его сознании в качестве
жизненных ценностей будут возникать несоответственные его природе, а в представление о себе не
будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей. Представление о себе - Я-
концепция - начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом
деле.
Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между
опытом человека и его представлением о себе - неконгруэнтность. На уровне проявлений это означает
тревогу, ранимость, нецельность личности, что усугубляется ненадежностью и нестабильностью
«внешних ориентиров». Отсюда может возникнуть тенденция примыкать к относительно
консервативным группам - близких друзей, религиозным, общественным. Но конечная цель - не
стабилизация внешних оценок, а верность собственным чувствам.
Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка - с целью его развития на
основе самоактуализации, а не внешних оценок - это безусловно позитивное отношение к ребенку,
безусловное принятие: ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что делает, - тогда
потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в
самоактуализации, и лишь при этом условии индивид будет психологически цельным.
Как практик, К. Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность.
Первоначально его терапия называлась недирективной, что означало отказ от рекомендаций
предписывающего характера и веру в способность клиента самому решать свои проблемы при наличии
соответственной атмосферы безусловного принятия. В дальнейшем она называлась терапией,
сосредоточенной на клиенте; теперь в задачи психотерапевта входило не только создание атмосферы, но
|