также открытость его самого, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление
этого понимания. Наконец, была развита личностно-центрированная терапия, где главное внимание
отводилось личности как таковой; принципы ее распространились за пределы психотерапии (в
традиционном понимании слова) и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения,
развития семьи, межнациональных отношений и пр. Во всех случаях главным является обращение к
самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ
- отрасль психологии, исследующая закономерности развития
психического детей. Основной предмет анализа - это движущие причины и условия развития
онтогенетического отдельных процессов психических у детей, в том числе - формирования различных
типов деятельности. Основные экспериментальные стратегии:
1) исследования поперечные - когда анализируется динамика развития некоего процесса
психического одновременно у детей разных возрастных групп;
2) исследования продольные - когда анализируются психологические особенности одних и тех
же детей в ходе длительного времени.
В психологии детской постулируется, что решающий фактор в развитии психическом детей есть
усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности в условиях постепенно
созревающих природных анатомо-физиологических особенностей детского организма и системы
нервной. При овладении каждым видом деятельности, отражающим некие аспекты общественного
опыта, происходит постепенное свертывание деятельности внешней: от действий внешних,
материальных с предметами - к выполнению действий внутренних, умственных. При этом каждому
возрастному периоду свойственны специфические задачи развития, в ходе решения коих формируются
некие формы деятельности.
ПСИХОЛОГИЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ
- 1. Раздел психологии, имеющий предметом мотивацию
поведения, влечения, эмоции, конфликты личности, - динамический (побудительный, аффективный)
аспект психической жизни, в отличие от ее интеллектуальных проявлений.
2. Направление зарубежной психологии, рассматривающее всю психическую деятельность с
позиции ее непрерывной динамики, активности. Самый крупный представитель психологии
динамической - американский психолог Р. Вудвортс; критикуя учение о том, что поведение
исчерпывается связями между раздражителями внешними и ответными реакциями организма
(бихевиоризм), он трактовал психический ответ на внешнее воздействие как сложный, изменчивый акт,
в динамике коего интегрируются прошлый опыт и своеобразие наличных условий, внутренних и
внешних. Этот синтез не может объясняться ни ассоциацией исходных элементов, ни их
автоматическим объединением в комплексы, но достигается благодаря психической активности, основа
коей - стремление к цели как фундаментальное свойство живого. Благодаря такому стремлению -
потребности - организм необычайно чувствителен к одним стимулам и безразличен к другим. Потому
потребность не только определяет характер реакций двигательных, но и влияет на восприятие мира.
Исходя из этих положений, сторонники психологии динамической установили ряд важных
фактов в области психологии восприятия, построения движений, памяти, процессов чтения и пр. При
этом во всех случаях выявлялось важное значение установки, предваряющей психический процесс и
регулирующей его ход (динамику).
Психология динамическая сыграла важную роль в критике механистических концепций,
игнорирующих значение внутренних психологических факторов организации поведения. Но из-за
методологической ограниченности она не смогла дать причинного объяснения генезиса и развития этих
факторов, их зависимости от социально-исторических условий деятельности личности. Ныне
психология динамическая как самостоятельное направление или школа сошла с научной сцены.
ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
- отрасль психологии, изучающая индивидуально-
психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и
последствия этих различий. Термин введен в 1900 г. В. Штерном.
В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и различные группы
- социальные, классовые, этнические, возрастные. Чаще всего в центре исследования стоят личностные
и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами.
|