10) инженерно-психологическое проектирование и психологическое обеспечение научной
организации труда.
В ходе развития психологии инженерной произошел переход от изучения отдельных элементов
деятельности к изучению деятельности в целом; от рассмотрения оператора как простого звена системы
управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы; от машиноцентрического
подхода - к антропоцентрическому.
В 50-е гг. основной предмет исследований психологии инженерной составляли процессы
восприятия отдельных элементов приборов; в 60-е гг. - процессы восприятия показаний прибора в
целом; в 70-е гг. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными
системами отображения информации. Ныне исследуются сложные процессы взаимной адаптации
человека и управляемой системы. В зависимости от степени ответственности человека и сложности
системы управления эта адаптация может реализоваться на разных уровнях. Разработанные методы
индивидуальной адаптации применяются также в учебных информационных средствах для школьников
со сложными аномалиями зрения.
Внедрение научных результатов психологии инженерной в практику хозяйства производится
путем инженерно-психологического проектирования рабочих мест операторов, пультов управления,
средств и систем отображения информации. Сформулирован ряд общих принципов синтеза таких
систем: оптимальная лаконичность, автономность, структурность; акцент на элементах контроля и
управления и их взаимном соответствии; разделение детальной и интегральной информации во
времени и в пространстве; индивидуально-оперативная адаптация потока сигналов к темпу работы, и
пр.
В психологии инженерной выделяются:
1) внешние факторы сложности деятельности;
2) психологические факторы сложности - характеристики субъективного образа, концептуальной
модели управляемого объекта;
3) психологические критерии сложности - показатели эффективности, качества, надежности,
напряженности труда человека.
Для выявления и количественной оценки психологических факторов деятельности человека-
оператора применяется комплекс методов, разработанных в разных отраслях теоретической и
прикладной психологии: методы алгоритмизации, построения обобщенных блочных структур;
выделение операций и действий; регистрация психофизиологических показателей и моторных
компонент; наблюдение, самоотчет, интервью, и пр. Введение психологических факторов сложности
позволило преодолеть ограниченность представления человека-оператора как «ящика черного», кое
перешло в психологию инженерную из кибернетики и господствовавшего в прошлом бихевиоризма.
В отечественной психологии инженерной сформулированы концепции: оператора активного;
включения; системы деятельности психологической; структур алгоритмических; структур
идеализованных; взаимодействия полисенсорного; многоуровневой взаимной адаптации человека и
машины; теории обучения трансформационной; факторов сложности психологических, и пр. (=>
эргономика).
ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ
- ряд направлений в психологии, использующие как
единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный - наблюдение субъекта
за содержанием и актами собственного сознания.
При этом чужое сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством
операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с их внешними проявления,
строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого
поведения.
К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, психологию структурную Э.
Титченера, психологию акта Ф. Брентано, школу Вюрцбургскую, а также Л. М. Лопатина, Г. И.
Челпанова.
При этом предполагалось, что ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения можно
преодолеть специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно
осознается в момент предъявления раздражителя. Сведения, о коих сообщали испытуемые,
|