Navigation bar
  Print document Start Previous page
 375 of 599 
Next page End  

признавались научными фактами, лишь если при постоянных раздражителях внешних возникали одни и
те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты
ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной ткани сознания
изучались с позиции их качества, интенсивности и пр.
Психология интроспективная, выдвигая субъективный метод как единственное средство
изучения психической реальности, отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, так что
сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости.
Идеализм и субъективизм психологии интроспективной привели ее к кризису и лишили научного
влияния. Она была подвергнута острой критике - преимущественно с механистических позиций -
сторонниками бихевиоризма и психоанализа. Ее методологическая критика велась и в работах
отечественных психологов.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
- отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и
создания произведений искусства; ее предмет - свойства и состояния личности, обусловливающие
создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность.
Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия
художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений.
Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии - В.
Вундт, в России - последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и
их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы,
структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В
отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С.
Выготский.
Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой
исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам
творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы - наблюдение, эксперимент, анализ
продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, - она исследует процессы
творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее
интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.
Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов
художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта
познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая
закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие
работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и
умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение
позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм
отображения действительности.
Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим
развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений,
навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение
искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение
его переживаний и состояний - в частности, вдохновения - на пути от замысла через пробы и варианты
к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и так
прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых
целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.
Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных
иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности
особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр. С позиций материализма, данные
психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства
эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания.
Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения
художником действительности - в частности, в виде эмпатии.
Hosted by uCoz