Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности
выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:
1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых
общением с произведениями искусства;
2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;
3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания
реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и
самой себе.
Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства:
1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых
ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;
2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития
индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);
3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его
мировоззрения.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА СЦЕНИЧЕСКОГО
- область психологии, исследующая
творческую деятельность художников сцены - актера, режиссера - и процесс восприятия сценических
произведений зрителем. Ее особенности определяются спецификой ее предмета:
1) искусства сценического как одного из способов познания человека;
2) специфической двойственностью эмоций, переживаемых и актером, и зрителем;
3) «незримых» взаимоотношений автора и режиссера со зрителем.
ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ
- отрасль психологии юридической, изучающая
особенности деятельности психической в условиях применения уголовного наказания и
перевоспитывающих мероприятий, - условия и особенности исправления и перевоспитания
правонарушителей (преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях):
1) свойства интеллектуальные и личностные;
2) процесс адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях;
3) состояния психические, вызываемые лишением свободы;
4) методы воспитания положительного отношения к труду;
5) методы формирования установки на исправление.
Она изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и
неформальных групп в местах заключения, психологические механизмы их появления и
функционирования.
Результаты научных исследований по психологии исправительной применяются при создании
практических психолого-педагогических рекомендаций, направленных на ресоциализацию
правонарушителей, создание у них психологической готовности к нормальной жизни на свободе, а
также на предупреждение рецидивной преступности.
ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
- изучает особенности личности, мировосприятия,
мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп
в разные исторические эпохи и в различных культурах (=> социогенез).
ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
- область психологии медицинской, изучающая
психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс,
- психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность,
психологические аспекты целебных воздействий. В зарубежной психологии содержание это понятие
соответствует понятию психологии медицинской.
Цель и задачи психологии клинической определяются практическими потребностями клиники -
психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим психология клиническая
содержит разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию. Это разделение также
успешно отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. Области психологии
клинической сближаются благодаря сходству задач исследования, применяемым методам и в связи с
наличием пограничной патологии - предмета изучения нескольких разделов психологии клинической.
Основными задачами психологии клинической являются:
|