правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает пытаться решить даже
разрешимые для него задачи. Степень генерализации зависит от прошлого опыта и психологических
установок субъекта. Беспомощность выученная определяет собой все поведение и вызывает стойкую
депрессию прежде всего:
1) у лиц, считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например,
дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, зависят от удачного стечения
обстоятельств или от действия других людей;
2) у лиц, полагающих, что их неудачи относятся не только к данным конкретным
обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций -
:
не только в настоящем, но и
в будущем;
3) у лиц, имеющих представление о себе как о не способных справиться с предложенными
задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне
разрешимы. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию
беспомощности выученной, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас,
и к тому же не по своей вине, предотвращает ее генерализации.
БЕСПОМОЩНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ
- психологическое состояние или ситуация, при коей
индивид, имея нужные знания, навыки и умения для решения поставленной задачи, в силу ряда причин
когнитивного характера оказывается неспособным ее решить.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- 1. Совокупность психических процессов актов и состояний,
обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный,
сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается
все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического,
в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной
рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им
реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном
невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном
действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими
людьми и явлениями:
1) непосредственное эмоциональное вчувствование;
2) идентификация;
3) заражение эмоциональное;
4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление
логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую
в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте
(например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком
действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в
привычных действиях, в подпороговом восприятии (-> восприятие субсенсорное), в непроизвольном
запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.
Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:
1) надсознательные явления (-> надсознательное);
2) неосознаваемые побудители деятельности (-> побудитель неосознаваемый) - неосознаваемые
мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим.
3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (-> регулятор
неосознаваемый);
4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного,
специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения - необходимое условие
создания целостной картины психической жизни личности.
Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную
систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые
«первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал
экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в
реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться
|