действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических
симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь
отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и
алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно
может рассматриваться как истинно реальное психическое.
Основной регулятор этой системы - принцип удовольствия (=> процесс душевный
бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в
предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и
состояния субъекта. Их отличительные свойства - действенность и трудность перехода в сознание. Это
объясняется работой двух постулированных психических механизмов - вытеснения и сопротивления. К
бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе
признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него - как бы
забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего
«хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде - в сновидениях, творчестве,
фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде
всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и
идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь -
взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны.
Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета - причина психологических
сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации,
бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. - своеобразный
символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления
бессознательного - это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем
понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов
проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые мотивы - истинный смысл коих не осознается в силу их социальной
неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
2) поведенческие автоматизмы и стереотипы - действующие в привычной ситуации, осознание
коих излишне в силу их отработанности;
3) восприятие подпороговое - в силу большого объема информации не осознаваемое.
Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле
существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном - два вида:
1) латентное - способное стать сознательным (-> предсознательное);
2) вытесненное - само по себе не могущее стать сознательным.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ -> сопротивление бессознательного.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ (сверхсознание) - Согласно Р. Ассаджоли - высшие чувства и
способности, интуиция, вдохновение.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ
- Согласно К. Г. Юнгу - особая форма
общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически
наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои
в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта
филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт
человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре,
и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности
поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют
архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются
конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным
личным. Учение о бессознательном коллективном - основа теории Юнга (-> психология аналитическая).
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ - формируется в развитии индивидуального опыта человека и
являет собой содержания, им вытесняемые, - комплексы.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НИЗШЕЕ
- согласно Р. Ассаджоли - инстинктивные побуждения,
страсти, примитивные желания и пр.
|