Navigation bar
  Print document Start Previous page
 384 of 599 
Next page End  

Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического
подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического
характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие
свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и
закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем
выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в
данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости,
гневливости.
Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к
конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы,
связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются
теоретически и экспериментально.
Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии -
относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология
сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология
специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои,
относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных
дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.
ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НАУЧНОЙ
- Отрасль психологии, изучающая
закономерности совершенствования психической составляющей процесса трудового. На ее появление
определенное влияние оказали информатика, теория и практика интеллекта искусственного. В ее задачи
входит:
1) разработка способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности;
2) разработка способов формирования упорядоченной иерархии целей;
3) разработка совершенных систем когнитивных действий;
4) изучение субъективного отражения процесса трудового. Развитию этой отрасли психологии
способствовали:
1) признание ограниченности исследований, охватывающих только внешние поведенческие
проявления деятельности трудовой - операции, приемы, движения;
2) широкое распространение профессий, не обладающих отчетливо различимыми внешними
признаками: инженеры, диспетчеры, операторы систем слежения, программисты и пользователи
компьютеров, научные работники.
Наличие внутренних когнитивных проявлений, характерных этим профессиям, обусловило
создание специальных методик, позволяющих проникнуть в структуру индивидуальных
психологических переживаний процесса трудового и предложить рекомендации по их регулированию и
контролю (шкалирование многомерное, построение карт когнитивных, методы искусственной
деавтоматизации навыка, эксперимент ассоциативный, биологическая и психологическая связь
обратная).
ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ
- условное обозначение психологических школ,
ориентированных на применение так называемых объективных методов анализа, основанных на
конвенциональных правилах фиксации явлений психических. Противоположна по своим
методологических основаниям психологии субъективной, или интроспективной. В разных
направлениях психологии объективной в качестве выделяемых предметов могут фигурировать:
поведение - в бихевиоризме, реакции - в реактологии, рефлексы - в рефлексологии, и пр.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
- отрасль психологии, изучающая закономерности
процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения,
психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует:
1) психологические вопросы целенаправленного формирования деятельности познавательной и
общественно значимых качеств личности;
2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;
3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;
Hosted by uCoz