Navigation bar
  Print document Start Previous page
 388 of 599 
Next page End  

Как самостоятельный раздел психология социальная выделилась к середине XX в. Она стремится
понять и объяснить, почему некая форма поведения вызывается тем, а не иным аспектом среды
социальной. В числе прочего она изучает тот факт, что большая часть социальных восприятий сильнее
зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой ситуации. Пытается показать, каким образом
чувства и мысли формируются в результате взаимных влияний людей.
Это направление нельзя назвать собственно школой - оно охватывает многообразные
исследования, уточняющие, как формируются отношения, устанавливаются связи, происходят
социальные изменения, возникает лидерство - или конформизм и подчинение авторитету.
Психология социальная выработала целый ряд собственных методов, для применения коих
нередко требуется немалая изобретательность.
Психология социальная как наука содержит следующие основные разделы:
1) психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей - в
частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;
2) психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных - как
больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство,
процесс принятия решений групповых, и пр.;
3) психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки
социальной, социализации, и пр.;
4) практические приложения.
В отечественной психологии социальной рассмотрение всех этих проблем производится на базе
принципа деятельности (-> подход деятельностный), что означает исследование социально-
психологических явлений в реальных группах социальных, объединенных деятельностью совместной,
при условии, что указанная деятельность опосредует всю систему внутригрупповых процессов. Это
позволяет понять каждую группу как единицу во всей совокупности отношений общественных и
вскрыть механизмы развития группы, превращения ее из группы диффузной в коллектив.
Западная психология социальная (прежде всего в США) сделала чрезмерный акцент на группе
малой. Это привело к недооценке теоретических, мировоззренческих аспектов, игнорированию
реальных социальных проблем, утрате «контекста социального».
С позиций материализма, в произведениях его классиков содержатся принципиальные исходные
положения и основания психологии социальной, касающиеся природы общественных отношений,
соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности
общественных отношений и пр. Воплощение этих принципов в реальную практику исследований
способствовало развитию отечественной психологии социальной. Большую роль в этом сыграли
успехи, достигнутые в области психологии общей, что позволило отечественной психологии
социальной опереться на фундамент таких принципов, как принцип единства сознания и деятельности
и пр.
ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
- отрасль психологии, изучающая людей, для коих
характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или
приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные
варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное
внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга
головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
В ней выделяются:
1) тифлопсихология - психология слепых;
2) сурдопсихология - психология глухих;
3) олигофренопсихология - психология умственно отсталых: детей с временными задержками
психического развития, с нарушениями речи;
4) патопсихология - психология распада деятельности психической и болезненных свойств
личности, и пр.
Психология специальная, как и педагогия специальная (тифлопедагогия, сурдопедагогия,
олигофренопедагогия и пр.), входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины,
Hosted by uCoz