изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности
их воспитания и обучения.
Выявлено, что первичный дефект (например глухота) вызывает многочисленные вторичные
изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с
окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной строится система
обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и
отбор профессиональный.
Основной задачей психологии специальной является формирование адекватной личности в
условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит
замещение и перестройка нарушенных функций.
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - направление психологии, изучающее закономерности проявления и
развития психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и
тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно
развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования сосредоточивались на изучении
различий индивидуальных спортсменов (-> психология дифференциальная), способностей и
возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения
эффективности тренировок.
Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого
вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной
разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение
физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической,
морально-нравственной и коллективистской подготовленности.
В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности
эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких
показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на
концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования
специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения
скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация;
интуиция), «чувство мяча», «чувство воды» и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения
наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного
взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения
способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях,
и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.
Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция
психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после
выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам
и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.
Основные задачи психологии спорта следующие:
1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных
навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы,
выносливости, ловкости движений;
2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);
3) подготовка к соревнованиям;
4) произвольная психическая регуляция;
5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с
тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких
спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей
и психологической культуры.
В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические,
рассматривающие:
1) проблемы формирования команд;
2) отношения межличностные в них;
|