ПСИХОЛОГИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ (психология гормическая) - направление в психологии,
основанное англо-американским психологом У. Мак-Дугаллом. По его представлениям, основой любых
явлений психических служит особая нематериальная сила - хорме (горме), проявляемая в виде
инстинктов (=> концепция хормическая).
ПСИХОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНАЯ
- ряд направлений в психологии, методология коих
ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания. К психологии целостной
относятся школа Лейпцигская, гештальт-психология, школа К. Левина, и др.
ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ
- условное наименование, принятое здесь для обозначения
психологии обучения и воспитания в возрасте школьном.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
- психологическое направление, основанное на
принципах психологии гуманистической и исходящее из первичности бытия человека, с которым
органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога.
Рассматривается следующий ряд проблем:
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования.
Психология экзистенциальная подчеркивает уникальность не сводимого к общим схемам и
универсальным правилам личного опыта конкретного человека. На базе этих теоретических посылок
развивается психотерапия экзистенциальная, направленная на восстановление аутентичности личности
- соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе, что достигается за счет глубинной личностной
рефлексии. В практике психологии экзистенциальной применяются многие достижения психоанализа.
Самые видные представители - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж.
Бугенталь.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ (психология среды) - недавно появившаяся
междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды
внешней - пространственно-географической, социальной, культурной - органично включенной в
жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и взаимодействия социального.
Занимается изучением самых эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и
различных местах деятельности людей. Особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения среды
токсическими веществами и накоплению отбросов.
Она находится на стыке психологии и экологии социальной как особой дисциплины, изучающей
широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношений человека и среды внешней.
Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие среды
- архитектурной, производственной (-> эргономика), рекреационной (жилище) и прочих, она накопила
ценный фактический материал, хотя еще не обрела цельной теоретической структуры.
Исследования в области психологии экологической приобрели особую актуальность в связи с
поиском эффективных путей выхода из кризиса экологического, что выдвинуло на первый план такие
проблемы:
1) исследование сознания экологического путем выявления особенностей восприятия человеком
среды и выделение значимых для него факторов ее неблагоприятного развития;
2) выявление мотивации поведения экологического, раскрывающее причины поступков и лиц,
как ответственных за нанесение ущерба среде, так и стремящихся любыми способами воспрепятствовать
этому;
3) анализ закономерностей психологических последствий кризиса экологического - нарушения
здоровья психического, рост преступности, сдвиги демографические и пр.;
4) разработка психологических средств пропаганды (-> психология пропаганды), направленной
на формирование представлений, адекватных обстановке экологической.
Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, воздействующих на среду
внешнюю, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
- отрасль психологии, изучающая психологические
явления, связанные с отношениями пространственными.
|