Отечественная психология экономическая исходила из того, что объективные закономерности
общественного развития не зависят от воли и желания отдельных людей, но сами определяют главные
черты поведения социального и деятельности трудовой. Психология экономическая возникла на стыке
психологии социальной, психологии управления, психологии труда с экономикой. Ее основная задача -
разработка на базе исследований психологических концепций и практических рекомендаций, способных
содействовать повышению эффективности хозяйственной деятельности.
К важнейшим проблемам психологии экономической относится выявление места личности
человека в структуре сил производительных, живого труда. Человек при этом рассматривается как
«экономическая реальность» - с позиции тех ресурсов, коими он обладает как созидатель материальных
и духовных ценностей, включенных непосредственно в материальное производство.
К числу проблем психологии экономической также относятся:
1) изучение отношения человека к различным формам собственности;
2) психологические вопросы распределения и потребления;
3) проблемы потребностей человека - их количественные и качественные характеристики,
закономерности их зарождения, развития, удовлетворения и воспроизводства.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
- общее обозначение различных видов
исследования явлений психических посредством методов экспериментальных. Применение
эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении
психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.
Психология экспериментальная была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в
физиологических лабораториях изучением элементарных функций психических - ощущений,
восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания
психологии экспериментальной как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план
ее разработки выдвинул В. Вундт, у коего получили подготовку многие психологи из различных стран,
ставшие позднее инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.
Если первоначально главным объектом психологии экспериментальной считались внутренние
процессы психические нормального взрослого человека, анализируемые с помощью интроспекции, то в
дальнейшем эксперименты проводятся и над животными, исследуются душевнобольные, дети.
Психология экспериментальная охватывает не только исследование общих закономерностей протекания
процессов психических, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции,
памяти, ассоциаций и пр. Так в ее недрах зарождается новое направление - психология
дифференциальная, предмет коей - индивидуальные различия между людьми и их группами.
Достижения психологии экспериментальной, носившей вначале «академический» характер,
позднее получили широкое практическое применение в различных сферах - от педагогии дошкольной до
космонавтики. Развитие ее теоретических схем и конкретных методик тесно связано с общим
прогрессом теоретического познания, особенно интенсивном на стыках наук - биологических,
технических и социальных.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ - отрасль психологии, изучающая общие психологические
закономерности жизни и деятельности человека в измененных - непривычных - условиях
существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в
труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и пр.
Возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области психологии
авиационной, космической, морской и полярной.
В экстремальных условиях, характерных измененной афферентацией, измененной
информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска,
на человека воздействует семь основных психогенных факторов:
1) монотония;
2) измененная пространственная структура;
3) измененная временная структура;
4) ограничения личностно-значимой информации;
5) одиночество;
|