2) признается наличие некоих универсальных законов развития психики, в частности -
объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики; особенно отчетливо эта идея была
высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно коей развитие онтогенетическое психики
ребенка воспроизводит филогенез человечества.
В отечественной психологии развитие психики выступает как объективный процесс, имеющий
системную природу. Но вычленения отдельных его компонент и выяснения их соотношений еще
недостаточно для понимания подлинной природы и условий развития психики. Для этого требуется
рассмотреть развитие психики как процесс последовательного включения человека в ряд социально-
предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование
многоуровневых базовых структур психики.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ЗАДЕРЖКА
- парциальное (частное) недоразвитие функций
психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при
коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.
Причинами задержки развития психического могут выступать:
1) дефекты конституционального развития ребенка - из-за коих он начинает отставать от
сверстников в развитии физическом и психическом (инфантилизм гармонический);
2) различные заболевания соматические (физически ослабленные дети);
3) органические поражения системы нервной центральной (дети с дисфункцией мозговой
минимальной).
У таких детей в силу цереброастении, психомоторной расторможенности и аффективной
возбудимости значительно снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение
навыков чтения, письма, счета, речи. Также появляются нарушения эмоциональные и личностные.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ / ОНТОГЕНЕЗ (развитие психики в онтогенезе) - процесс
эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического
развития. Появление психики связывается с формированием - на определенном этапе развития -
способности к активному перемещению в пространстве, при коем потребности удовлетворяются
посредством активных движений во внешней среде, кои должны предваряться поиском нужных
предметов.
В основе развития человеческой психики лежит овладение исторически сформированными
общественными орудиями, служащими средством удовлетворения потребностей. В период от одного
года до трех лет ребенок овладевает основами деятельности предметно-манипулятивной по
использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным
движениям рук, к решению простых двигательных задач, способность занимать собственную позицию
внутри отношений со взрослыми и сверстниками (появление установки «Я сам»). В возрасте от 3 до 6-7
лет в ходе деятельности игровой формируются способности к воображению и употреблению различных
символов. В возрасте школьном в ходе деятельности учебной усваиваются элементы науки и искусства,
что ведет к формированию основ мышления логического.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ОТКЛОНЕНИЕ - неадекватное формирование психологического
опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или
поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического,
нарушения двигательные, нарушения речевые, и пр.). Возникают как результат перенесенных ребенком
вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция).
Здесь различаются:
1) нарушения первичные (снижение слуха, зрения, интеллекта) - имеют органический характер и
требуют медицинской коррекции;
2) нарушения вторичные, основанные на первичных - как правило, носят системный характер и
поддаются педагогической коррекции.
При нарушении первичном происходит отставание в сроках формирования функций психических
и качественные отклонения в их развитии. Нарушается развитие всех процессов познавательных
(восприятия, наглядного и словесно-логического мышления), развитие навыков общения и
формирование самоконтроля; затормаживается ход смены деятельности ведущей. В частности,
|